Турция: Эрдоган пошел на уступки... Мир или просто пауза в противостоянии?
Суббота, 15 июня, 2013 - 05:31, Eurasianet: Русская Служба
by Дориан Джонс
Двухнедельные общенациональные антиправительственные акции протеста могут завершиться по итогам встречи между лидерами протестного движения и представителями правительства Эрдогана. То, что 1 июня началось как мирная демонстрация за спасение парка, превратилось в многодневные ожесточенные столкновения между спецназом и митингующими. (Фото: Александр Кристи-Миллер)
НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. В Турции, возможно, близится завершение двухнедельного противостояния между правительством и протестной коалицией после того, как премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган решил уважить принцип верховенства закона.
«Турция - правовое государство, и исполнительная ветвь власти не может совершать незаконные действия», - сообщил с улыбкой пресс-секретарь правящей партии Хусейн Челик ожидавшим представителям СМИ утром 14 июня. Это объявление завершило продлившиеся всю ночь полные драматизма переговоры между Эрдоганом и лидерами движения протеста против планов правительства по реконструкции парка Гези - одного из последних зеленых оазисов в плотно застроенном центре Стамбула.
Проблемы начались после того, как мирная демонстрация группки митингующих была жестоко подавлена многочисленными отрядами спецназа, использовавшими против манифестантов слезоточивый газ. Полиция действовала с такой свирепостью, что это спровоцировало взрыв негодования по всей стране. По данным министра внутренних дел Муамммера Гюлера, акции протеста в знак солидарности с митингующими прошли в 58 из 90 городов страны. По состоянию на сегодняшний момент массовые столкновения унесли жизни пятерых человек, более пяти тысяч получили ранения.
Силовые действия полиции «стали последней каплей, переполнившей чашу терпения», говорит изучающий бизнес 20-летнй студент по имени Ахмет, примкнувший к протестующим на стамбульской площади Таксим - месте, имеющем большое символическое значение для сторонников светской государственности. В выступления протеста вскоре вплелись голоса доселе по большей части аполитичного среднего класса, испытывающего беспокойство в связи с усилением консервативного курса религиозного премьера.
Но премьер-министр Эрдоган, прозванный «бульдозером» турецкой политики, упорствовал в своем убеждении, что имеет дело с заговором неких неназванных «иностранных держав» и «интриганов, задумавших государственный переворот». Вплоть до утра 13 июня он обещал, что подавит это восстание. «Я очищу парк Гези от этих противозаконных нищих и террористов», - поклялся он в ходе полуторачасового выступления перед должностными лицами из числа своей Партии справедливости и развития в Анкаре. И эта задача будет выполнена в течение суток, добавил он.
Страна затаила дыхание и приготовилась к неизвестности. В парке Гези собрались тысячи людей и принялись готовиться к противостоянию со спецназом, стягивающим силы на прилегающие улочки и расположенную рядом площадь Таксим.
Но в 7 часов 45 минут вечера премьер-министр отступил и, предприняв эффектный и неожиданный шаг, призвал в свою резиденцию в Анкаре лидеров протестного движения вкупе со знаменитостями, публично выступавшими в поддержку целей митингующих.
Вечер сменился ночью, ситуация все больше и больше приобретала сюрреалистические черты. Площадь Таксим и парк Гези охватило празднично-карнавальное настроение, там исполняли живую музыку и отплясывали народные танцы. Пришла даже группа матерей, чтобы поддержать своих детей. Таков был их ответ на брошенный ранее в тот же день призыв премьера к родителям митингующих «увести своих детей» с места событий.
Губернатор Стамбула Хусейн Авни Мутлу, который всю неделю обещал предпринять все необходимые шаги, чтобы покончить с террористической угрозой, которую якобы представляет собой движение «Оккупируй Гези!», обратился через социальную сеть «Твиттер» к протестующим с приглашением встретиться в садах исторического дворцового комплекса Долмабахче на полуночную беседу. Многие решили воспользоваться этим предложением.
На площадь Таксим привезли рояль, и немецкий пианист Давид Мартелло вместе с другими исполнителями принялись развлекать звуками музыки митингующих. Прямо за ними выстроились ряды смущенных спецназовцев. Двигатели их бронеавтомобилей не глушились, спецназовцы готовы были выступить, как только придет приказ из Анкары.
Но приказа так и не пришло. Произведя редкий для себя политический поворот на 180 градусов, премьер-министр согласился выполнить судебное предписание о замораживании строительства в парке - тот самый судебный приказ, от которого он прежде отмахнулся как от пристрастного и несущественного. Также он взял на себя обязательство провести в Стамбуле референдум по поводу планов реконструкции парка в случае, если впоследствии будет принято судебное решение в его пользу.
Заявление премьера, что «проект будет заморожен вплоть до принятия соответствующего судебного решения, является позитивным результатом сегодняшней ночи», заявил после встречи с Эрдоганом Тайвун Кахраман (Tayfun Kahraman), представляющий организацию протестного движения под названием «Платформа солидарности Таксим».
Пока далеко не ясно, сочтут ли митингующие этот жест правительства достаточным. Некоторые в «Твиттере» радуются и называют это проявлением силы народа, другие иронизируют, говоря, что влиятельный премьер снизошел до того, чтобы соблюсти закон.
«Платформа солидарности Таксим» ведет сейчас обсуждения с многочисленными группами и организациями, участвовавшими в стамбульских акциях протеста. Но правительство, судя по всему, пока оставило свою угрозу сокрушить акцию протеста в парке Гези.
События последних двух недель еще предстоит переварить и обмозговать, но уже сейчас возникает вопрос, почему понадобились сильнейшие с 1970-х годов гражданские беспорядки, чтобы премьер признал-таки верховенство судебных инстанций? Пока на этот вопрос нет ответа.
От редактора: Дориан Джонс является независимым стамбульским журналистом.