По данным международного научного журнала Nature («Природа»), Узбекистан входит в первую пятерку государств по уровню неэффективного использования водных ресурсов. В стране на душу населения приходится порядка 2 тысяч кубометров воды, что почти в 2 раза больше, чем в США или почти в 6 раз больше, чем в Китае. Парадоксально, но при таком масштабном потреблении воды 50 процентов земель еще недавно пригодных для производства сельскохозяйственной продукции, в Узбекистане превратилось в солончаки.
Примечательно, что именно расточительный Узбекистан регулярно распространяет мифы о нехватке воды и взывает к международным донорам с просьбой дать денег на возрождение Аральского моря, усохшего на 90 процентов. Цели мифов, как это нередко случается, носят сугубо меркантильный характер. Море усохло, но «цветет и пахнет» здание Фонда спасения Арала. В Ташкенте оно - одно из самых помпезных. Высоки по местным меркам и зарплаты сотрудников исполнительного аппарата фонда. Нелишне сказать, что за последние двадцать с небольшим лет история зафиксировала имена узбекских чиновников, умудрившихся сколотить весьма солидный капитал под предлогом спасения умирающего Арала. Об одном из них на Западе даже вышла книга «Дьявол и высыхающее море» (The Devil and the Disappearing Sea). Под дьяволом, автор подразумевал как раз того самого влиятельного чиновника.
:Ученые, подготовившие материал для Nature, уверены, что Центральной Азии воды вполне хватает, а стоны по поводу ее катастрофического дефицита - не более чем мифы, культивируемые политическим руководством ряда государств региона. В качестве доказательства верности своих выводов они приводят конкретные факты. К примеру, в бассейне Амударьи имеется в среднем 2 087 кубометров воды на душу населения, а в бассейне Сырдарьи - 1 744 кубометра. В Германии, где стонов по поводу нехватки воды, не слышно, этот показатель составляет 1 878 кубов.