Казахстанские специалисты отмечают меняющуюся схему действий боевиков, и как группировки пытаются привлечь молодых среднеазиатов, а также последствия для региональной безопасности, которые могут иметь эти действия.
Участие сотен молодых среднеазиатов в столкновениях в Сирии и Ираке представляет ряд угроз для Казахстана и Центральной Азии, пришли к выводу исследователи в рамках круглого стола в г. Алматы 26 сентября.
На фото: Боевики «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в автомобиле, г. Хомс, Сирия. Кадр из пропагандистского видео-ролика, опубликованного 17 марта. В июне группировка ИГИЛ начала наступление в Ираке.
Политологи Ерлан Карин и Сагыныш Ахантаева изложили свое мнение в документе под названием «Наши люди на чужой войне: Центрально-азиатские боевики в сирийском конфликте», который они представили на заседании. Мероприятие было организовано новостным порталом «Радиоточка».
«Наибольшую обеспокоенность у специалистов вызывает возвращение [в Центральную Азию] боевиков из Сирии и их возможная активизация в своих собственных странах», - отметил Карин.
Всестороннее изучение
Пара попыталась собрать всю информацию, появившуюся по этому вопросу, отметил Карин, добавив, что они изучили сайты радикальных организаций и объявления сторонников экстремистских течений.
Проанализировав сайты средств массовой информации, материалы и заявления, исследователи обнаружили, что сегодня Сирия служит центром распространения радикализма. Именно там сконцентрированы боевики, готовые сражаться за рубежом. Тем не менее, не существует достоверных данных о количестве боевиков на Ближнем Востоке.
«На стороне "джихадистов" в Сирии воюют до 500 узбеков, 360 туркменов, 100 кыргызов, 190 таджиков, - сказал Карин. - Из 150 казахстанцев [в Сирии], уже установлены имена 39 граждан, из них 5 женщин и 11 детей».
«Первые сведения о гражданах Казахстана, поехавших воевать в Сирию, появились летом 2013 года,- продолжил Карин. - В то время они в специальном видеобращении на казахском языке призывали соотечественников присоединиться к ним».
Меняющийся вид действий боевиков
Сигналы, посылаемые казахстанскими боевиками, однако, эволюционируют, заявил Карин.
«Если в первых видео-сообщениях прошлого года выходцы из Казахстана просто говорили о том, что они воюют в Сирии и призывали к ним присоединиться, то в последнее время казахстанцы призывали к совершению "джихада" уже на территории своей страны», - предупредил он.
География происхождения казахстанских боевиков становится разнообразнее.
Ранее специалисты говорили, что завербованные казахстанские участники радикальных движений - преимущественно выходцы с юга страны, который считается более религиозным. Тем не менее, последние исследования показывают, что боевики стекаются со всех уголков Казахстана.
Предоставление молодежи благоприятных альтернатив
Власти должны найти способы противодействия силам, привлекающим некоторых молодых казахстанцев к радикальным течениям.
Бедность приводит некоторых молодых людей к «джихаду», сказал Арат Нарманбетов, ранее полковник Комитета национальной безопасности (КНБ), называя в качестве соблазна для молодежи идеологию и деньги.
«Социально-экономическое положение некоторой части населения плачевное, особенно среди молодежи, - отметил он. - Для заработка молодые люди едут в горячие точки». Эксперты сходятся во мнении, что Интернет представляет собой мощное орудие вербовки для радикальных движений по всему миру.
«В отличии от ситуации пятилетней давности, сегодня радикальные структуры не используют свои сайты, блокировкой которых мы в последнее время занимаемся, - отметил Карин. - Они активно используют возможности, предоставляемые социальными сетями, как Фейсбук и Твиттер, ... Одноклассники и Вконтакте. [Последние два] являются широко-доступными и легкими для понимания.
Они на русском языке и имеют, к сожалению, широкое распространение».
Более жесткие меры наказания могли бы послужить сдерживающим фактором Новый закон, угрожающий тюремным заключением, может удержать больше казахстанцев от вступления в ряды боевиков.
«С 1 января 2015 года за умышленное неправомерное участие гражданина Казахстана в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства, даже при отсутствии признаков наёмничества, грозит срок от 3 до 7 лет», - сказал Карин.
В Таджикистане этим летом был принят аналогичный закон.
Гульмира Исакова