В условиях глобализации и распространения новейшей информационной технологии стремительно обрели небывалую силу и влияние идей «Нурджулар». В настоящее время структуры «Нурджулар» действуют в 65 странах мира. По сведениям Главного командования Вооруженных сил Турции, число их последователей достигает 4 млн. человек. Не стали исключением и Кыргызстан с Таджикистаном. Имеется информация о связях секты с фундаменталисткими центрами в Саудовской Аравии и других арабских государствах, о причастности руководства «Нурджулар» к финансированию и оказанию иной помощи бандформированиям, подготовке террористов-смертников. США и Турция рассматривают присутствие структурных звеньев «Нурджулар» в странах ЦА в качестве одного из способов усиления политического и экономического влияния Турецкой Республики в данных регионах. Лидер секты Ф.Гюлен, продолжая с 2000 г. скрываться в США, активно сотрудничает с ЦРУ, ФБР и Госдепартаментом.
Организация занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, использует методы конспирации, осуществляет внедрение и дальнейшее продвижение своих адептов в органы власти. Официальной задачей «Нурджулар» заявлено проведение так называемой рекламы Турции за рубежом путем ведения преподавательской деятельности. В действительности указанная структура стремится создать протурецки настроенную прослойку тюркского общества, которая в перспективе будет формировать «турецкое лобби».
Особое внимание «Нурджулар» уделяет пропаганде исламских и пантюркистских идей в этих странах путем создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. Секта уже длительное время активно «осваивает» территорию Таджикистана и Киргизии. Сегодня движение «Нурджулар» ведет успешную пропаганду в этих странах, имеет распространенную сеть в виде турецких лицеев. Ведется пантюркистская и панисламистская обработка молодежи, изучаются потенциальные кандидаты в целях формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения. Среди учащихся распространяются книги, листовки, вырезки из газет, брошюры, в том числе книги под авторством Нурси, на национальных, турецком и русском языках. Целью программ Гюллена, является шаг за шагом проникнуть в управление государством, перевербовать всех в ислам и т.п.
Некоторые турецкие СМИ писали, что студенты, получившие образование в школах Гюллена, отдают свою первую зарплату в полиции его организации в знак благодарности. Хотя, бедной эту организацию не назовёшь, ведь денежные средства поступают как за счет пожертвований, так и от финансово-экономической деятельности принадлежащих ей различного рода фирм, банков, холдингов и т.д. «Нурджулар» хорошо обеспечены, пользуются широкой поддержкой арабского мира.
Основанных сторонниками Ф.Гюллена лицеях в странах Центральной Азии из общего числа лицеистов выявляются наиболее способные и перспективные учащиеся, которым постепенно прививается мысль о том, что только в Турции они смогут получить современное образование. С данной категорией лиц проводится более тщательная работа. Отобранным в результате такой «селекции» и подвергнутым особо интенсивной пантюркистской обработке учащимся создаются условия для дальнейшего поступления в светские и религиозные учебные заведения Турции за счет средств подконтрольных «Нурджулар» фондов и фирм. При этом направляемая на обучение в Турцию молодежь сразу попадает под влияние активистов секты, контролирующих сам процесс обучения и вопросы организации быта студентов, их финансирования и материального обеспечения. Данная деятельность осуществляется нелегально от «общественных глаз», в городах существует сеть частных пансионатов, общежитий и специальных квартир для студентов, в которых в скрытой форме на высоком организационном уровне ведется методичная религиозная обработка студентов из числа кыргызских и таджикских граждан.
Всю критику в адрес движения можно разделить на три группы: заявления о том, что движение носит националистический характер; заявления о скрытых попытках исламизации и о том, что движение представляет собой тайное агентство; заявление о том, что деятельность движения завуалирована и поэтому представляет собой опасность.
К сожалению власти Кыргызстана и Таджикистана не видят или не хотят видеть, всю очевидную опасность. Согласно некоторым источникам, Гюлен преследует цель привлечь к себе государственных служащих и исламизировать государственное управление. Сегодня «Нурджулар» является многоуровневой, четко структурированной организацией. Ее деятельность носит конспиративный характер, в структуре имеется собственная служба безопасности, располагающая банком данных на всех членов движения и занимающаяся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. Каждого нового члена инструктируют о необходимости сохранения в тайне факта своей принадлежности к организации.
Все эти явления могут перерасти национальные границы, и по сути, стать опасными для всего региона.
Курбанбек Мурзабеков