CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

kleist.dwelle.de

«Некие силы» и кризис в Киргизии

25 июня 2002

силы» и кризис в Киргизии Крис Шюп: «Киргизия среди центрально-азиатских недемократических стран является самой демократической».

Насколько взрывоопасна нынешняя ситуация в Киргизии? Каковы основные причины политического кризиса в стране? Кто и что инспирирует людей проводить столь масштабные акции протеста в защиту оппозиционного депутата Азимбека Бекназарова, против передачи части территорий Китаю?

Сегодня у нас в гостях - немецкий журналист Крис Шюп, специализирующийся на проблемах Центральной Азии и, в первую очередь, Киргизии.

- Крис, в чем главная причина того, что массы людей протестуют против политики правительства, требуют освобождения депутата Бекназарова? Сейчас много говорится о «неких силах». Есть версии, что оппозицию инспирируют американцы, чтобы таким образом оказывать давление на правительство в своих целях. Есть версии, что Россия таким же способом стремится влиять на Акаева. Можно ли считать, что в том, или же в этом - истинная причина происходящего?

- Я думаю, на Западе это называется «усталостью от политики», когда общество более не верит политикам. И в Киргизии это проявляется сейчас в максимальной степени. Поскольку Акаев десять лет у власти, и за это время мало что изменилось, и не похоже, что что-то будет существенно меняться. В среднем по республике доход составляет 23 доллара в месяц, и на эти деньги даже в Киргизии хорошо не проживешь. Именно те люди, которые сейчас вышли на улицы - это бедняки, это люди из южного региона, из мест, где экономика не развита, и ими управляют люди с севера, из более богатых районов - и это выражается в голодовках, митингах, акциях протеста. Я не думаю, что в этом большую роль играло влияние извне. Ни американцев, ни русских. Я думаю, люди действительно пытаются избрать демократические пути, чтобы продемонстрировать правительству свое недовольство положением вещей. Тот факт, что имя Бекназарова стало столь громким - это, скорее, случайность. Точно так же могло стать «знаковым» имя Кулова или Усейнова. Бекназаров - это не причина, а повод для демонстраций тех людей, которые не видят перспективы для себя в курсе правительства.

- Некоторые эксперты считают, что Киргизия стоит на грани гражданской войны. Стоит лишь поднести спичку...

- Я два года прожил в Киргизии, и много общался с киргизами. Я жил не в «немецком гетто». Я знаю киргизов как сдержанных, миролюбивых и достаточно прагматичных людей. Я не думаю, что дело может дойти до гражданской войны. Недавно я говорил с киргизским журналистом из Оша, который мне сказал: « Если судить по западным СМИ, то Киргизия стоит на пороге гражданской войны, а ведь в Оше пока все спокойно, напряжения между узбеками и киргизами, между киргизами с севера и киргизами с юга не ощущается, так что разговоры о гражданской войне - это все высосано из пальца». Впрочем, для меня стали неожиданностью события в Аксы, когда были застрелены демонстранты. Там положение стало взрывоопасным. Но все же для гражданской войны нужно нечто большее: нужны две партии, которые друг против друга борются. Здесь есть лишь правительство, проводящее свою политику, с одной стороны, и народ, который недоволен им. Это выражается в демонстрациях, в недавней отставке правительства, но пока я не вижу реальной возможности возникновения ситуации, когда граждане возьмут в руки оружие и двинутся на Бишкек. Положение напряженное, но пока относительно спокойное, и, исходя из того, что пока происходило, можно говорить о том, что сопротивление политике правительства выражается в демократических формах. Не думаю, что они перейдут в состояние большого вооруженного противостояния.

- Кстати, об отставке правительства и назначении премьером Танаева. На чем основывал свой выбор Аскар Акаев?

- В первую очередь я думаю, эта перемена кое что дает Акаеву. Новый премьер-министр - русский, и, когда я в первый момент услышал о новом назначении, то был сильно удивлен: этнический русский в Киргизии - кого Акаев этим выбором может обрадовать, привлечь на свою сторону? Но потом я поразмышлял и понял резон такого выбора: он убрал своих главных политических конкурентов, они, как Кулов, либо в тюрьме, либо, как Усейнов, вне большой политической игры, Бекназаров никогда не был серьезным соперником, старый премьер-министр тоже сошел с трибуны, а новый - русский, так что именно по этой причине его никто не выберет в президенты. Акаев может вести свою политику, используя его в определенной мере как марионетку, как рабочую лошадку, и если тот свою работу выполнит плохо, то можно всегда сказать - да, он был плох, потому что русский. А если хорошо - то это очки в пользу Акаева, поскольку сам по себе, как русский, политических дивидендов Танаев извлечь из этого не сможет.

- Еще не так давно Киргизия считалась форпостом демократии как минимум в Центральной Азии. Можно ли сейчас говорить об этом?

- Я по-прежнему сказал бы, что Киргизия среди центрально-азиатских недемократических стран является самой демократической. Что, впрочем, не столь уж много говорит о демократии в Киргизии. Я не могу сказать, что Киргизия быстрыми темпами движется к тому, чтобы стать действительно демократической страной. Но те демонстрации, которые проходят в последние месяцы в Киргизии, невозможно себе представить в Узбекистане или Туркмении. Я нахожу, что отставка правительства - это тоже демократический шаг. То, что это состоялось, вне зависимости от того, само ли оно пошло на этот шаг или было вынуждено уйти - сам факт того, что правительство уходит под давлением общественности, из-за демонстраций, как реакция на то, что ситуация дошла до того, что погибли люди - это заслуживающий внимания феномен в Центральной Азии, и я бы все же говорил, что Киргизия по-прежнему демонстрирует демократические тенденции.

Виталий Волков, ФОКУС

kleist.dwelle.de

Предыдущая статьяРеферендум в Азербайджане: Вагит Алекперов станет премьер-министром?
Следующая статьяТаджикские власти амнистировали журналиста Дододжона Атавулло, который около 10-ти лет назад был обвинен в попытке подорвать государственный строй