CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Иранская дипломатия в ожидании новых перспектив

26 июня 2002

дипломатия в ожидании новых перспектив Саид Сахифе

Послание президента Хатами американскому религиозному деятелю может вызвать в памяти иранских дипломатов его историческое интервью телевизионному каналу CNN, которое он дал через несколько месяцев после победы на президентских выборах 1997 года. В тот период в дипломатическом ведомстве Ирана еще не забыли хорошие дни в отношениях с Западом и Европой. Инициатива президента полностью изменила ситуацию. В своем интервью, которое передавалось в прямой трансляции по телеканалу CNN, президент Хатами обращался непосредственно к американскому народу. В своем выступлении он использовал логику и приводил наглядные примеры, и уже к концу интервью даже простые люди смогли увидеть первые признаки изменений на внешнеполитическом горизонте.

В своем выступлении перед американским народом президент Хатами подверг резкой критике государственных деятелей США, и потребовалось всего лишь несколько дней, чтобы последовала первая реакция на эту критику. Это был не единственный случай, когда инициатива президента значительно опережала действия дипломатического корпуса, и он брал на себя бремя выполнения задач внешнеполитического ведомства. Сегодня, когда сложились не самые благоприятные условия для внешней политики с учетом усилившегося давления на Иран со стороны Америки, которая ведет широкую антииранскую пропаганду, иранские дипломаты считают дни до новой инициативы президента Хатами. После событий 11 сентября мусульман стали обвинять в терроризме. В некоторых случаях говорят даже о войне цивилизаций и религий. В этих условиях послание президента Хатами генеральному секретарю Всемирной конференции "Религия и мир" д-ру Уильяму Вендли приобретает особый смысл. Видимо, президент Хатами стал первым политиком из стран третьего мира, позволившим себе давать советы американцам и предупредившим их о возможности выступлений в ближайшее время общественного мнения Америки против милитаризма. Сегодняшние иранские дипломаты, возможно, уже забыли успешный опыт упомянутого интервью президента Хатами. Они могут использовать этот опыт для того, чтобы изложить позиции Ирана. Современные средства связи и информационные технологии позволяют свободно общаться с международным сообществом даже странам третьего мира. Единственная проблема заключается в том, чтобы было что сказать. Когда где-то разгорается пламя конфликта и религиозного противостояния, сразу же становится очевидным, какие проблемы приобретают первостепенное значение для иранских дипломатов. В Палестине израильтяне начали возводить стену, которая сразу же напомнила всем о берлинской стене, ставшей на более чем сорок лет идеологическим барьером между Востоком и Западом. Сегодня, видимо, хотят перенести эту стену на Ближний Восток, чтобы она разъединила мусульман и иудеев. Возможно, эта проблема позволит понять, какие решения примут великие державы и каких точек зрения они будут придерживаться.

Состоявшееся на прошлой неделе в Люксембурге совещание министров иностранных дел стран Евросоюза привлекло, без всякого сомнения, пристальное внимание иранских дипломатов. На этом совещании должно было приниматься решение о начале переговоров с Ираном по поводу расширения экономического и торгового сотрудничества, а также по поводу того, в какой форме это сотрудничество будет осуществляться. Большую значимость имело решение о том, как и на каком уровне будут проводиться данные переговоры. Включение в повестку дня переговоров политических проблем, связанных с соблюдением прав человека и терроризмом, может в значительной степени изменить характер переговоров и повлиять на сроки их проведения. Однако опубликованная после совещания информация не дает четкого представления на этот счет. Видимо, было достигнуто общее согласие о начале переговоров. Для получения данных о характере предстоящих переговоров иранским дипломатам следует подождать результатов совещания глав государств Евросоюза в Испании, проведение которого намечено на следующую неделю.

Некоторые члены Евросоюза считают полезным расширение экономического сотрудничества с Ираном для укрепления положения реформаторов в этой стране. Именно эту цель они и преследуют. С другой стороны, часть членов Евросоюза считают вполне уместным увеличить долю политических аспектов в повестке дня переговоров, чтобы осуществлять контроль над деятельностью Ирана и оказывать на него давление.

Еще одним событием в отношениях Ирана со странами Европы явилось объявление Германии о возможном проведении дактилоскопии иранских граждан. К настоящему времени по данному вопросу точка зрения Ирана излагалась по крайней мере дважды: представитель МИД Ирана сделал соответствующее заявление, и поверенный в делах Германии был в этой связи приглашен в МИД Ирана. Кроме того, иранские инстанции заявили о возможности осуществления подобных же ответных действий. Однако, вполне очевидно, что дипломаты обеих стран не испытывают ни малейшего желания принимать такие меры. Они прилагают все силы для того, чтобы укреплять двусторонние связи. В то же время в обеих странах есть политические группировки, которые не хотят расширения ирано-германских отношений.

Визит президента Турции в Тегеран можно назвать явным свидетельством преобладания реализма и потребностей дипломатии над склонностями и симпатиями. У обеих стран нет особых причин для симпатий друг к другу. Однако то, что страны имеют общие границы, и со временем, по-видимому, это скажется в значительно большей степени, имеет намного большее значение, чем симпатии. Если, как говорят, Америка будет проявлять настойчивость в деле свержения режима Саддама, последствия такого изменения раньше других стран региона почувствуют на себе Иран и Турция. Конечно, в этом случае они испытают потребность в сближении.

Турция пошла на расширение отношений с Ираном и по другим соображениям. Процесс укрепления связей России с НАТО оказал непосредственное влияние на уникальность положения Турции. Если в годы холодной войны Турция в качестве единственного члена НАТО, граничащего с Советским Союзом, занимала особое положение и широко использовала это в своих интересах, то с распадом СССР, окончанием холодной войны и присоединением России к НАТО она полностью утратила уникальность своего положения в регионе. В этих условиях в результате визита такого политика-реалиста, как Неджет Сезер, могут наступить лучшие дни в отношениях между двумя странами.

Источник: газета "Хамшахри", 25 июня 2002.

Перевод: Иран.Ру.

iran.ru

Предыдущая статьяИран готов принять помощь США для пострадавших от землетрясения
Следующая статья"Разводка" по-туркменски