Мороз, Людмила Романова
"Разводка" по-туркменски
Восточное гостеприимство - штука серьезная. Надо съесть много плова и выслушать гору здравиц в честь собравшихся. Сапармурад Ниязов не то чтобы пренебрег этим церемониалом, но был по-европейски краток и напорист. Он предложил руководителям "Роснефти" и "Итеры" поучаствовать в строительстве газопровода из Туркмении в Пакистан, стоимость которого оценивается в 2 миллиарда долларов.
Голубая мечта туркменбаши Сапармурад Ниязов уже не первый год пытается найти обходную экспортную лазейку, которая позволила бы ему поставлять газ на мировые рынки, минуя несговорчивый «Газпром». На предложения Москвы поучаствовать в создании евразийского газового альянса отвечает прямолинейно: «У нас с «Газпромом» прямо противоположные интересы». Уверенности Ниязову добавили и заверения официальных представителей США, пообещавших Ашхабаду пригласить Туркмению поучаствовать в восстановлении афганской экономики. Туркменбаши воспринял это как своеобразную гарантию того, что американские компании и сами готовы помочь пострадавшему от талибов афганскому народу инвестициями в трансафганскую трубу. В начале июня лидеры Туркмении, Афганистана и Пакистана подписали соглашение о строительстве этого газопровода.
Старые грабли Однако Сапармурад Ниязов на собственном опыте уже дважды убеждался, что не всем американским обещаниям стоит верить на слово. Первый раз это случилось в 1998 году, когда компания Unocal вышла из трансафганского проекта. Во второй раз США отказали в поддержке строительства Транскаспийской газовой магистрали, которая в Ашхабаде рассматривалась как запасной экспортный маршрут.
Сейчас президент Туркменистана предпочел найти потенциальных спонсоров собственными силами, пригласив к себе на аудиенцию руководителей «Роснефти» и «Итеры» - Сергея Богданчикова и Игоря Макарова.
Посредник Как утверждают источники "ГАЗЕТЫ", о встрече с туркменбаши договаривался Игорь Макаров, собиравшийся обсудить в Ашхабаде вопросы, связанные с закупкой и транспортировкой туркменского газа для нужд России и Украины. У Сергея Богданчикова планов посетить Ашхабад не было вообще. По нашей информации, слетать в Ашхабад ему предложил Макаров. У коллег по топливному бизнесу уже был опыт совместной работы, хотя и не самый удачный. «Итера» и «Роснефть» принимали участие в СП по разработке блока «Федоровское» совместно с американской компанией FIOC, которой принадлежала лицензия на разработку этого месторождения. Однако в последний момент американцы решили выйти из проекта, соблазнившись более выгодными условиями, которые им предложил ЮКОС. Но отрицательный результат - тоже результат, который вчера вполне пригодился Сергею Богданчикову. Правда, конкретизировать интерес «Роснефти» к туркменскому шельфу в компании вчера не смогли, сославшись на то, что пока «неплохо бы просто присмотреться, а потом решать».
Контрольное взвешивание Эксперты, знакомые со спецификой ведения среднеазиатского бизнеса, не исключают, что предложение туркменбаши выдержано в духе «восточных разводок». Сапармурад Ниязов не может не знать, что Россия не заинтересована в строительстве Трансафганского трубопровода, поскольку это отвлечет необходимые ей объемы газа на южное направление. Не случаен и выбор «потенциальных спонсоров» проекта: «Итера», «обиженная» «Газпромом», и «Роснефть» - госкомпания, статус которой придает переговорам минимальный политический вес.
СПРАВКА
Строительство газопровода от туркменского Довлетабада до пакистанского порта Гвадар протяженностью 1460 км обойдется участникам консорциума в 2 млрд. долларов, а на продолжение трассы до Индии потребуется еще 500 млн. долларов.