CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ИРАН ТЕРЯЕТ НАДЕЖДУ НА 20% КАСПИЯ

1 октября 2002

ТЕРЯЕТ НАДЕЖДУ НА 20% КАСПИЯ Скорее всего, поэтому Туркменистан покидает "тонущий корабль"

Г.АШУРОВ

Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов всегда отличался политической экстравагантностью. В конце прошлой недели он опять удивил лидеров постсоветского пространства сменой позиции, предожив делить Каспий не на пять, а на четыре части, оставив "за бортом" самого близкого союзника Туркменистана в этом вопросе - Иран. По крайней мере, такую информацию распространили информагентства.

Кажется, никто всерьез не вопринял это заявление Туркменбаши, даже видавшие виды и уже "наобщавшиеся" с Туркменбаши президенты пяти прикаспийских государств. Скорее всего, поэтому заявление президента Туркменистана не стало сенсацией недели.

И все же при полном отсутствии логики это предложение главы Туркменистана говорит об определенных тенденциях в урегулировании конфликта вокруг статуса Каспия.

Политолог Расим Мусабеков, комментируя данный вопрос для агентства "Олайлар", отметил, что С.Ниязов боится остаться в одиночестве и поэтому вынужден поддержать совместную позицию Азербайджана, России и Казахстана.

Одним словом, можно сделать вывод о том, что С.Ниязов уже решил, что кооперироваться в вопросе статуса Каспия с Ираном невыгодно для Туркменистана. А выступив с подобным алогичным и полностью противоречающим политической этике заявлением, Туркменбаши, скорее всего, в присущей только ему манере решил продемонстривовать разрыв "союзнических отношений" с официальным Тегераном, по крайней мере, в вопросе о разделе Каспия.

"Предательство" Туркменбаши стало полной неожиданностью для официального Тегерана. Еще в середине прошлой недели пресс-секретарь МИД Ирана Хамидрза Асефи, комментируя степень влияния двусторонних договоренностей на определение статуса Каспийского моря, заявил, что двусторонние соглашения прикаспийских стран не могут заменить правовой статус моря.

Дипломат сообщил, что переговоры в этом направлении продолжаются и иранская сторона провела "очень хорошие консультации" с Туркменистаном и Азербайджаном. "Правовой статус станет стабильным и устойчивым лишь в случае согласия всех стран. Тегеран наряду с Азербайджаном и Туркменистаном поддерживает связь со всеми странами. Правовой статус невозможен без согласия всех стран и уважения их интересов", - подчеркнул Х.Асефи.

Но уже вчера президент Ирана Мохаммед Хатеми заявил, что Исламская Республика "против любого рода вмешательства посторонних сил в решение проблем Каспийского моря". Находящийся с визитом в северной иранской провинции Гилян Хатеми подчеркнул, что "Каспий должен справедливо принадлежать всем прикаспийским государствам". "Любые односторонние меры и провоцирование для нас неприемлемы. Любое решение по каспийским вопросам должно приниматься при согласии всех пяти стран региона", - добавил президент.

В принципе С.Ниязов даже несколько опоздал с "разрывом союзнических отношений" с Тегераном в этом вопросе. Дело в том, что и в самом Иране многие стали понимать, что борьба Тегерана за 20% Каспия обречена на провал. "Двусторонние соглашения и договоры по поводу раздела Каспия, хотя и не имеют законной силы, на практике определяют новый правовой статус, и единственным государством, которое несет максимальные убытки от этого, является Иран", - заявил на днях завкафедрой международного права факультета права и политологии Тегеранского университета Юнес Моулаи.

Как отметил Моулаи, в течение 10 лет после распада бывшего СССР предпринимались попытки для определения нового правового статуса Каспия, приемлемого для Ирана и других прибрежных государств. По мнению Моулаи, речь должна идти о приведении в соответствие с новыми условиями существовавшего до распада Союза правового статуса Каспия.

Как заявил Моулаи, "сейчас мы не в состоянии ставить вопрос о правомочности двусторонних соглашений с юридической точки зрения, не можем создать серьезных препятствий для их выполнения. В течение длительного времени Иран шел по ошибочному пути, ему не удалось убедить прикаспийские государства в том, что у него есть свои права и эти права следует уважать. Под влиянием внутренних и внешних условий Иран не смог использовать потенциал для защиты своих законных прав в Каспийском море".

По словам доктора Моулаи, Иран давно упустил шанс получить свою долю в 20%. С того момента, как Казахстан и Россия пришли к согласию о разделе северной части Каспия, и практически 49% акватории поделены между Россией и Казахстаном, а Азербайджан и Туркменистан не стали серьезно выступать против этого, разговоры о доле Ирана в 20% закончились.

Если от всей площади Каспийского моря отнять 49%, остается 51%, и именно об этой части моря будут вестись переговоры и споры между Ираном, Туркменистана и Азербайджаном. При названных 51% Иран не может получить 20%. Учитывая протяженность береговой линии трех стран, с этой точки зрения, Азербайджан и Туркменистан находятся в более выгодном положении. При наилучшем исходе Иран сможет получить максимум 17% из 51%, однако после заключения двусторонних соглашений его доля наверняка будет меньше 17%.

Указав, что в двусторонних соглашениях речь идет о всех частях моря, агаи Моулаи отметил: "В названных соглашениях в основном предусматривается раздел дна и того, что под ним. Таким образом, нефтяные источники оказываются вне иранской зоны. Предназначаемая для Ирана часть составит от 13 до 17% водного пространства, у нас не будет возможности разрабатывать нефтезапасы Каспийского моря".

zerkalo.az

Предыдущая статьяСНГ готовится к нарколавине
Следующая статьяДемаркация таджикско-узбекской границы