Пятнадцатилетние итоги и надежды российско-таджикских отношений
02.04.2007, Информационное агентство «Фергана.ру», Виктор Дубовицкий
В Душанбе завершилась международная научная конференция «Россия и Средняя Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение», посвященная 15-летию установления дипломатических отношений между Таджикистаном и Российской Федерацией. Конференция была организована Центром геополитических исследований Российско-Таджикского (славянского) университета (РТСУ), при поддержке Посольства России в Таджикистане.
В работе конференции, помимо политологов из Таджикистана, приняли участие преподаватели и аспиранты Московского государственного института международных отношений (МГИМО), а также руководители и представители аккредитованных в Душанбе дипломатических миссий России, Китая, Ирана, США, Турции, Пакистана, Афганистана, Узбекистана, Казахстана.
Конференцию открыл Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Таджикистане Рамазан Абдулатипов. Он отметил, что Россия все 15 лет независимости прилагала огромные усилия для обеспечения независимости и развития Таджикистана. За эти годы свыше двухсот солдат и офицеров Российской Федерации отдали свои жизни делу установления мира в Таджикистане. Вклад России в процесс урегулирования межтаджикских отношений еще не оценен до конца. Вместе с противоборствующими сторонами Россия прошла весь трудный путь вплоть до подписания Соглашения 27 июня 1997 года.
Р.Абдулатипов подчеркнул, что в своих действиях в отношении Таджикистана Россия не ведет никакой «игры». Она никого не выталкивает и ни с кем не конкурирует на территории всей Средней Азии: партнерство и взаимовыгодное сотрудничество - основные черты ее политики в регионе.
В выступлении заместителя министра иностранных дел Республики Таджикистан С.Ятимова также была отмечена большая позитивная роль России в развитии Таджикистана. Он подчеркнул, что основными чертами внешней политики республики является многовекторность, интенсивность, прозрачность. Между Таджикистаном и Россией за последние пятнадцать лет было подписано 180 договоров на межправительственном уровне. Между десятью регионами России и Таджикистаном существуют договора о сотрудничестве. «Мы имеем с Российской Федерацией совпадающие и близкие позиции практически во всех сферах внешнеполитических интересов»,- отметил С.Ятимов. Однако, оценивая состояние таджикско-российских отношений, он сказал, что они не в полной мере соответствуют возможностям и ожиданиям сторон. В настоящее время заметна их некоторая стагнация.
Не только достижения, но и проблемы
Дискуссия по комплексу российско-таджикских отношений охватила целый ряд вопросов: экономического сотрудничества; проблемы трудовой миграции и формирования таджикской диаспоры в России; военно-технического сотрудничества двух стран; сохранения русскоязычного пространства.
Наиболее злободневными стали выступления и дискуссии по поводу гидроэнергетических программ Таджикистана. Так, в своем выступлении по теме «Энергетическая безопасность Таджикистана и Россия» директор научно-исследовательского центра «Шарк», доктор исторических наук М.Олимов справедливо отметил, что Таджикистан, занимая восьмое место по энергоресурсам в мире, до сих пор не может реализовать даже малую толику этого потенциала. До настоящего времени главной причиной создавшегося положения было отсутствие необходимых средств на строительство ГЭС, однако в последнее время к этому прибавилось и активное противодействие этим проектам со стороны стокопотребляющих государств, так называемых «нижних этажей» Средней Азии, с которыми он призвал активно договариваться перед началом строительства.
Еще одной причиной, серьезно тормозящей строительство ГЭС, по мнению М.Олимова, стали недоразумения во взаимоотношениях руководства Республики Таджикистан с некоторыми хозяйственными субъектами России. В частности, это проявилось в отношениях с компанией «Русал», так и не начавшей, несмотря на подписанные договоренности, строительства Рогунской ГЭС. Компания выступила против осуществления прежде разработанного проекта возведения каменно-набросной плотины высотой в 385 метров, что позволило бы Таджикистану вырабатывать в Рогуне 13,4 млрд. киловатт в год, и настаивала на возведении сплошной бетонной плотины в 285 метров высотой, что снизило бы мощность станции в два раза. Не будем при этом говорить об опасности «наведенной сейсмичности», вызываемой огромным давлением на земную кору целой цепи водохранилищ на Вахше: именно в этих условиях незаменимы каменно-набросные плотины, которые «самозалечивают» возникающие в результате подземных толчков трещины. Уникальный 35-летний опыт эксплуатации такой плотины (самой крупной из такого рода в мире) уже накоплен в Таджикистане на Нурекской ГЭС.
Возникли и разногласия по поводу сроков окупаемости Рогуна: по российским оценкам для этого понадобится не менее двадцати лет, по оценкам таджикской стороны - только семь.
По мнению М.Олимова, согласовывать свое участие в строительстве ГЭС с «нижними этажами» будут не только Россия, но и другие инвесторы таджикских гидроэнергетиков, например - Китай, собиравшийся финансировать строительство Яванской ГЭС на реке Зеравшан.
Как бы в подтверждение этого двумя днями позже из хорошо осведомленных источников нам стало известно, что китайское руководство склонно отказаться от финансовой поддержки названного проекта, вложив инвестиции в другой проект, не связанный с гидроэнергетикой республики, дабы избежать осложнений с Узбекистаном. Вряд ли это порадует таджикских энергетиков, но мобилизовать их на опору на собственные силы может.
В современных российско-таджикских отношениях никак не обойти вопроса трудовой миграции. По данным автора доклада «Миграционный фактор как проблема безопасности Центральной Азии», проректора РТСУ, кандидата философских наук Р.Ульмасова, каждая третья таджикская семья имеет сейчас своего мигранта за рубежом. К примеру, в семье столетнего долгожителя из Яванского района, насчитывающей четыреста человек нескольких поколений, таких сейчас двести! Вполне справедливо замечание одного французского социолога о том, что «миграция- это ответ на отсутствие развития»: при 64-процентной бедности в Таджикистане миграция становится почти единственным способом выживания для многих. Однако, по мнению докладчика, «в стране отсутствуют соответствующие социальные и экономические условия для регуляции этого явления. Все идет стихийно, от случая к случаю. Непонятна позиция парламента Таджикистана по отношению к миграции - он отгородился от этой проблемы «китайской стеной».
Вместе с тем, что миграция обеспечивает республике существенные валютные «вливания», она несет для Таджикистана и массу проблем. Из страны уезжает самая работоспособная и квалифицированная часть мужского населения - 61 процент мигрантов - молодежь до 30 лет. 90 процентов таджикских мигрантов меняет свои специальности, что перечеркивает годы учебы и пускает на ветер потраченные на нее огромные деньги.
Пока не изучены весьма неоднозначные демографические последствия, которые несет миграция как для Таджикистана, так и для России. Так, не только 30 процентов холостых таджикских мигрантов вступают в брак в России, но и 50 процентов женатых мужчин из Таджикистана вступают в фиктивный брак «на выезде». Это ведет к разрушению семей в Таджикистане. И уже привело к тому, что около 300 тысяч женщин возраста до 30 лет в республике не состоят в браке. Средний возраст вступления в брак для «слабого пола» в Таджикистане сдвинулся уже к 25 годам - для страны, где 95 процентов населения исповедует ислам, это очень необычный показатель.
По мнению Р.Ульмасова, Таджикистану необходимо организовать предварительное обучение будущих мигрантов на базе сохранившихся в республике профтехучилищ (их сейчас в стране 76), а также необходимо открыть кафедру по миграции в одном из университетов, способную к теоретической разработке данной проблемы. Проректор РТСУ считает, что в ближайшие 15-20 лет поток мигрантов из Таджикистана увеличится и стране для руководства этим процессом необходимо Министерство по делам миграции, которое существует в некоторых странах.
Интересно, что в ходе дискуссии по докладу участники конференции объясняли огромный поток мигрантов из страны именно в Россию, а не в мусульманский персоговорящий Иран, «культурной близостью» и «общностью исторической судьбы». «Таджики едут в Россию как к себе домой - они просто не воспринимают развал Советского Союза, настолько это для них противоестественно», - заявил один из участников дискуссии.
«Шагреневая кожа» русскоязычного пространства
Проблемы трудовой таджикской миграции в Россию соприкоснулись с вопросами сохранения русскоязычного пространства. Буквально всеми участниками конференции, которыми затрагивался этот вопрос, отмечалось продолжающееся сужение этой сферы применения и ареала распространения русского языка. Особенно тревожно это выглядит на фоне нарастающей трудовой миграции в Россию: мигранты не могут ни нормально оговорить условий найма, ни защитить свои права перед работодателем и правоохранительными органами. Таким положением дел сразу же начинают пользоваться криминальные круги таджикских соотечественников, владеющие русским языком вполне прилично, которые выступают посредниками для своих «безгласных» земляков. Опрос, проведенный недавно на крупнейшем столичном базаре «Шахмансур» (известным до его переименования как «Зеленый»), среди сорока «арбакешей» - рикш, перевозящих на тележках товары, - выявил, что восемнадцать из них - полностью неграмотны, но, тем не менее, восемь человек копят деньги для поездки на заработки в Россию.
Состояние русскоязычного пространства в республике со всей полнотой охарактеризовала директор Центральной научной библиотеки Академии наук Республики Таджикистан, кандидат философских наук А.Аслитдинова. По ее данным, из семи миллионов населения Таджикистана русский язык родным сейчас признают 90 тысяч человек, 1 млн. владеет им хорошо, 2 млн. - плохо, 3 млн. - не владеют им вовсе. Тенденция такова, что численность двух последних категорий с каждым днем увеличивается.
Снизилось и общее количество грамотных в стране: если в 1990 году их было 99 процентов населения, то сегодня - только 85 процентов. Особенно тревожная картина складывается с образованием женщин: в одиннадцатых классах таджикских средних школ девочки составляют лишь 10-12 процентов учащихся.
Русскоязычное пространство Таджикистана некоторым образом поддерживает сеть Интернет. Дело в том, что большинство его сайтов связано с российскими провайдерами - это и спасает русскоязычное пространство. При рассмотрении роли российской прессы в том же процессе было подчеркнуто, что 61,2 процента таджикских читателей получают информацию о событиях в Центральной Азии из российских СМИ. 52 процента полностью доверяют российским СМИ. 76,9 процента опрошенных заявили, что только Россия может помочь Таджикистану (наряду с 15 процентами ожидающих такую помощь от США).
И танки наши быстры:
Участники конференции не могли обойти вопрос и о военно-техническом сотрудничестве двух стран. Вооруженные силы Таджикистана полностью оснащены техникой и вооружением советского и российского производства - их поставки фактически не прекращались все годы независимости Таджикистана. Совсем недавний факт из этой области: 6 ноября 2006 года на военном аэродроме Айни таджикским ВВС было передано четыре российских вертолета МИ-4. По линии министерства обороны Россией Таджикистану в 2006 году была оказана безвозмездная помощь в размере 26 млн. долларов, а за первый квартал нынешнего года - уже 30 млн. долларов. За прошедшие пятнадцать лет в военных вузах России прошли обучение и получили лейтенантские погоны пятьсот граждан Таджикистана. Еще пятьдесят офицеров прошли обучение в военных академиях России.
На этом фоне довольно скромной выглядит пока военно-техническая помощь Таджикистану со стороны США. По словам сотрудника по вопросам политики и экономики посольства США Джеймса Б.Рикера, американцы поставили грузовики, обмундирование и оборудование средств связи для таджикских пограничников на таджикско-афганской границе. В нынешнем году американская сторона намерена провести модернизацию пограничных застав с целью улучшения бытовых условий военнослужащих.
От себя добавим, что американцы в начале этого года провели несколько тренингов для таджикских пограничников, в которых приняли участие подразделения, состоящие из индейцев сиу и чероки, занятых службой на границе США и Мексики.
Беспокойное соседство
На какой таджикской конференции не затронут проблемы соседей - Афганистана и Узбекистана? Не обошли вниманием соседей и здесь.
Наш южный сосед еще долго останется головной болью региона - это основной вывод, который можно сделать из докладов доктора исторических наук К.Искандарова, известного афганиста Института востоковедения АН Республики Таджикистан, и зам. директора таджикского Агентства по борьбе с наркотиками, майора Б.Одинаевой. По мнению К.Искандарова, Афганистан, потеряв в настоящее время статус «буферного» государства, превратился для Запада, и прежде всего для США, в ворота проникновения к «нефтяной бочке» Центральной Азии. На это, по его мнению, указывает лоббирование компанией ЮНИКОЛ кандидатуры Хамида Карзая и ряда руководящих лиц Афганистана. Именно эта компания уже с 1996 года была автором проекта «распечатки» «бочки» среднеазиатских углеводородов в юго-восточном направлении - через Афганистан до пакистанского порта Карачи.
Говоря о современном Афганистане, просто невозможно не коснуться вопросов производства наркотиков. Поразительным образом рост производства здесь наркотиков связан по времени и месту с присутствием в стране американцев: сразу после начала операции «Несокрушимая свобода» рост производства опиатов составил 100 процентов! Последний урожай 2006 года составил 6100 тонн опия-сырца. В настоящее время 90 процентов героина в мире изготовлено из афганского опия. Две трети наркоманов, потребляющих наркотики-опиаты в мире, получают их из Афганистана. Снижения производства наркотиков в Афганистане не предвидится: с одного га посевов опиумного мака афганец получает четыре тысячи долларов, а с одного га пшеницы - всего 530. В 2006 году в Таджикистане задержано 4 тысячи 689 килограммов наркотиков, что на 3,8 процента больше, чем в 2005 году. В Таджикистане задерживается 43 процента всех изъятых наркотиков по странам СНГ, или 62 процента - по странам Центральной Азии.
В дискуссии по этому вопросу многие отметили странную закономерность: площади выращивания опия растут именно в тех областях Афганистана, которые контролируются войсками США и Великобритании. Там находится 65 процентов всех посевов опиумного мака.
По общему мнению участников конференции, ближайшие годы не сулят урегулирования ситуации в Афганистане, а значит - и спокойной жизни его соседям.
Не обошли вниманием и таджикско-узбекские отношения. Сотрудник центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан Д.Шодиев отметил, что с 1999 по 2002 годы было отмечено неуклонное снижение товарооборота между двумя странами с 445 млн. долларов до 205 млн. долларов. Только в 2004 году был отмечен небольшой его рост - 234,7 млн. долларов. Тем не менее, Узбекистан занимает второе место в товарообороте Таджикистана со странами СНГ. Не оправдались ожидания Таджикистана на потепление отношений с Узбекистаном и в связи с вступлением последнего в ЕвраЗЭС. Наоборот, позиция Узбекистана в отношении его южного соседа стала еще жестче. В нормализации таджикско-узбекских отношений Таджикистан возлагает большие надежды на посредническую роль России.
С надеждой на будущее
Все разнополярные мнения по широкому кругу российско-таджикских и региональных отношений были подведены старшим советником посольства Российской федерации в Республике Таджикистан, доктором философских наук С.Буторовым, который характеризовал все направления российско-таджикских отношений как динамичные, хотя и не лишенные некоторых проблем. Об этом, по его мнению, говорит хотя бы объем товарооборота между странами, достигший в прошлом году 600 млн. долларов.
А.Аслиддинова, говоря об уровне российско-таджикских отношений и том наследии, которое осталось Таджикистану от его пребывания в рамках Российской империи и СССР, предложила просто сравнить географические карты региона начала ХХ века и наших дней: поиск на первых из них столицы республики - города Душанбе, равно как и многих других населенных пунктов, был бы, по ее словам, бесполезен. То, что на юге Таджикистана, бывшем еще век назад просто охотничьими угодьями эмира Бухары, возникла развитая инфраструктура и живет многомиллионное население, это заслуга, прежде всего, России, вложившей в развитие этой страны огромные средства.
Об авторе: Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук, эксперт ИА «Фергана.Ру», живет в Душанбе, Таджикистан.