CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ТУРЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ ПРИЗЫВАЮТ К НАСТУПЛЕНИЮ НА БАЗЫ БОЕВИКОВ В ИРАКЕ

7 июня 2007

ТУРЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ ПРИЗЫВАЮТ К НАСТУПЛЕНИЮ НА БАЗЫ БОЕВИКОВ В ИРАКЕ

07.VI.2007, EurasiaNet.org

Игаль Шлейфер

Это уже стало почти весенним ритуалом: Турция сосредотачивает живую силу и технику на границе с Ираком и угрожает вторгнуться на территорию соседнего государства для борьбы с боевиками запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК), базы которых расположены в горах северного Ирака.

Призывы к военной операции в Ираке зазвучали еще настойчивее после инцидента 4 июня в восточной Турции, когда боевики, предположительно принадлежащие к Рабочей партии Курдистана, атаковали пост военной полиции возле города Тунчели. Сообщается, что в ходе столкновения погибли по меньшей мере семь представителей турецкой военной полиции и один боевик. В тот же самый день министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль сообщил чиновникам Европейского Союза, находящимся в стране с визитом, что Анкара оставляет за собой "право предпринять меры по воспрепятствованию деятельности террористов, направляемой против нас из северного Ирака".

Турция и раньше концентрировала свои войска на иракской границе, но эти ее действия по большей части рассматривались как демонстрация военной силы. Но на сей раз аналитики усматривают в ее действиях нечто иное и более тревожное. Нападения Рабочей партии Курдистана на силы безопасности на территории Турции не прекращаются, и военное руководство в Анкаре в последние недели настойчиво заявляет о своем желании отправиться в поход и разгромить базы боевиков в Ираке. Между тем взрыв террориста-смертника, прогремевший в Анкаре 22 мая и унесший жизни шести человек, способствовал тому, что общественное мнение начало поддерживать идею вторжения в Ирак. Власти подозревают в причастности к взрыву Рабочую партию Курдистана.

Соображения внутриполитического порядка также играют не последнюю роль. Парламентские выборы в Турции, назначенные на 22 июля, быстро приближаются, и правящая Партия справедливости и развития (ПСР) - и без того испытывающая давление со стороны военных за свои исламистские взгляды - не хочет, чтобы ее обвинили еще и в нерешительности в решении вопросов терроризма и национальной безопасности. Все это вместе взятое, по мнению наблюдателей, составляет ингредиенты опасного политического и военного кризиса, который может еще больше дестабилизировать ситуацию в регионе и серьезно осложнить отношения Анкары с Багдадом и Вашингтоном. "Мы явно зашли в тупик. Потенциально эта ситуация может выйти из-под контроля, поскольку каналы взаимодействия между Турцией и Соединенными Штатами уже не те, что были прежде", - говорит Бюлент Алириза, директор турецкой программы вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. Нынешний кризис стал кульминацией давно нараставшей напряженности по вопросу о Рабочей партии Курдистана. После отказа от одностороннего прекращения огня в 2004 году, РПК все чаще предпринимает антиправительственные набеги на юго-восточные территории Турции, населенные преимущественно курдами. Эту партию также обвиняют в организации серии взрывов в турецких городах. Хотя размах насилия не достигает уровня 80-х и 90-х годов, когда сепаратистская Рабочая партия Курдистана и Турция вели кровавую войну, унесшую жизни свыше 30 тыс. человек, после отказа от перемирия погибли уже десятки турецких солдат. На состоявшейся 12 апреля пресс-конференции известный своими воинствующими взглядами высокопоставленный турецкий генерал Ясар Буюканит заявил, что операция на территории Ирака, где по разным оценкам в лагерях находится 4 тыс. боевиков РПК, является "полезной" и "необходимой". Выступая перед журналистами на стамбульской конференции по безопасности 31 мая, он опять высказался за проведение операции в отношении РПК. "Как солдаты, мы готовы к действию", - отметил генерал.

"Военные чувствуют, что должны ударить по РПК. Военная операция рассматривается теперь почти как данность, - говорит Суат Киниклиоглу, директор турецкого отделения Фонда Германа Маршалла. - Терпение закончилось, а ограничения, действовавшие в течение последних нескольких лет в связи с отношениями с Европейским Союзом и Соединенными Штатами, отошли на второй план".

"Это просто вопрос времени, хотя прослеживается все более явная тенденция подождать с решением этого вопроса до окончания выборов", - добавляет Киниглиоглу.

Нарастание напряженности также сопровождается, по мнению многих, серьезным ухудшением отношений Анкары с региональным правительством Курдистана в северном Ираке и с Соединенными Штатами. Турецкие власти давно и с обеспокоенностью следят за шагами, предпринимаемыми иракскими курдами для расширения своей автономии, боясь, что подобные действия могут стать опасным примером для курдского населения самой Турции. Анкара также обеспокоена стремлением иракских курдов включить богатый нефтью город Киркук в состав курдского района, что, по мнению Турции, нарушит равновесие сил в регионе и продвинет Иракский Курдистан еще дальше по пути к обретению независимости. В последние месяцы турецкие и курдские власти обменялись резкими замечаниями. В своем интервью в начале апреля телеканалу "Аль-Арабия", штаб-квартира которого находится в Дубае, президент курдского региона Ирака Масуд Барзани отметил, что продолжение вмешательства Турции в вопрос о Киркуке может повлечь за собой ответные действия. "Киркук является иракским городом с курдской самоидентификацией, и Турция не имеет никакого права вмешиваться в проблему Киркука. Если она будет упорствовать в этом, то мы вмешаемся в проблему Диярбакира и других городов", - подчеркнул Барзани, говоря об одном из крупнейших курдских городов на юго-востоке Турции, давно сотрясаемом политическими страстями. В свою очередь, начальник генштаба вооруженных сил Турции Буюканит в своем выступлении перед журналистами 31 мая дал понять, что целью военной операции может стать и само правительство Иракского Курдистана, которое представляет Барзани.

"Цели будут определены политическими властями: пойдем ли мы сражаться исключительно с РПК или будет еще какая-то цель, связанная с Барзани", - отметил генерал.

Одновременно с этим в Турции нарастает разочарование в связи с неспособностью американских войск предпринять военные действия в отношении РПК, становясь причиной серьезных трений между двумя этими союзниками по НАТО. Когда недавно два американских истребителя F-16, базирующиеся в Ираке, нарушили воздушное пространство Турции, последовала жесткая реакция как со стороны военных, так и со стороны правительства этой страны. Турция даже предприняла необычный шаг: вручила посольству США дипломатическую ноту в связи с этим инцидентом. Позже, в своем интервью турецкому телевидению премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган высказался чрезвычайно жестко, отметив, что в случае повторения нечто подобного Турция будет "реагировать уже по-другому".

В прошлом году администрация Буша назначила бывшего генерала ВВС Джозефа Ральстона выступить в качестве посредника между американцами, турками и иракскими курдами по вопросу Рабочей партии Курдистана. Однако, по мнению многих аналитиков, диалог не принес серьезных результатов. "Народ Турции полагает, что американцы поддерживают РПК. То же самое они думали о ЕС в девяностых годах. Вот мнение, которое доминирует сегодня в сознании людей", - отмечает Хусейн Багчи, профессор международных отношений Ближневосточного технического университета в Анкаре.

"В Турции сейчас наблюдается тенденция к усилению антиамериканских настроений. Чем больше умирает солдат от рук РПК, и чем меньше действий предпринимает Америка в отношении этой партии, тем большее распространение получают такие антиамериканские настроения", - говорит он. Бюлент Алириза из Центра стратегических и международных исследований настаивает, что Вашингтону хорошо известно об обеспокоенности Турции по поводу РПК, но эта проблема - лишь часть многочисленных проблем, которые американским властям приходится решать на дипломатическом фронте. "Соединенные Штаты понимают обеспокоенность Турции, но они оказались в очень трудном положении, пытаясь примирить непримиримое, - отмечает он. - На одной чаше весов - их давние отношения с Анкарой, на другой - крайне важные тактические отношения с иракскими курдами, которые выступают против интервенции Турции в Ирак".

Вашингтон не хочет нарушать хрупкую стабильность в северном Ираке и уже обозначил свое негативное отношение к любой военной операции турецких вооруженных сил. "Мы, конечно же, не считаем, что односторонние военные действия со стороны Турции или кого-нибудь еще могут что-то решить", - отметил официальный представитель Госдепартамента Том Кейси, выступая перед журналистами в Вашингтоне. Дебаты вокруг интервенции на территорию Ирака происходят на фоне напряженной предвыборной кампании в Турции. Внеочередные выборы были назначены на 22 июля в результате конституционного кризиса, сопровождавшего недавние президентские выборы в этой стране, которые были признаны недействительными. Поскольку опросы общественного мнения свидетельствуют, что в день выборов Партия справедливости и развития одержит еще одну убедительную победу, некоторые политологи высказывают предположение, что угроза военного вторжения в Ирак преследует две цели: побудить иракские и американские власти предпринять какие-то действия, и представить правительство ПСР как неспособное решить вопрос с терроризмом.

"Отныне вопрос о вторжении в Ирак стал политическим вопросом. Все пытаются совершать вокруг него политические маневры. Это больше уже не просто военный вопрос", - отмечает Генри Барки, эксперт по Турции Лехайского Университета Пенсильвании, в прошлом сотрудник Госдепартамента. "Идея состоит в том, чтобы максимально усложнить жизнь правительству. Разворачивается настоящая борьба за власть, и в ход идет все, что может его ослабить", - подчеркивает Барки.

От редактора: Игаль Шлейфер является независимым журналистом, проживающим в Стамбуле.

Email this article 05.VI.2007 © Eurasianet

eurasianet.org

Предыдущая статьяГосударства-члены ШОС налаживают таможенное сотрудничество
Следующая статьяУЗБЕКИСТАН РАССМАТРИВАЕТ НОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА