Азербайджанские эксперты советуют Грузии не рыпаться против стратегий США
08 ноября 2007, SNGnews.ru
Саакашвили хорошо понимает собственную высочайшую моральную ответственность за судьбы демократии в нашем регионе. Она простирается далеко за пределы Грузии. Даже в нашей стране можно иногда наблюдать пропагандистскую линию тихого злорадства по поводу напряжённости, переживаемой Грузией. Силы прошлого ждут своего часа не только там, но и в Азербайджане.
В настоящее время любой азербайджанец, понимающий, что к чему в нашем регионе, - больший грузинский националист, чем те люди, которые хотят свалить президента Саакашвили через уличные демонстрации в Тбилиси.
Большинству людей свойственно оценивать политику поверхностно, со своей невысокой колокольни. Мир вокруг Грузии много сложнее, чем главный идеологический аргумент лидеров оппозиции - обычный гражданин на площади, восклицающий: «Я поддержал революцию роз, а сейчас иду против Саакашвили, потому что живу так же бедно, а может и хуже». Конечно, когда десятки тысяч людей идут на митинг оппозиции, то такой тревожный сигнал умное правительство не должно игнорировать. Но давайте посмотрим, может ли тот простой человек с улицы адекватно оценить всю сложность положения своей страны и собственного будущего?
Наш регион - Грузия, Азербайджан, Казахстан и Туркмения - похож на бутылку, полную энергоресурсов. И так уж получилось, что когда Армения напрочь самоустранилась из регионального сотрудничества, единственным горлом этой каспийской бутылке служит Грузия. Государственная независимость, вкупе с большими залежами газа и нефти, дали странам региона исторический, редкий шанс на самостоятельную интеграцию в мировую экономику. Если в следующие несколько десятилетий наши страны хорошо заработают на своём богатстве и сотрудничестве без распределяющей роли известного старшего брата, и разумно инвестируют заработанное в экономические и политические реформы, то смогут в дальнейшем найти новое, более почётное место в международном разделении труда. Но это задача будущего. Пока же мы боремся за право стать независимым важным элементом глобальной экономики.
Стоит вспомнить, что в 1920-40-х годах страны Прибалтики имели формальную независимость, но так и не нашли себя в международном разделении труда, а потому, мало кто обратил внимание, когда СССР с лёгкостью их проглотил. Так и мы: если упустим свой шанс на самостоятельную интеграцию в мировую экономику, то при удобном случае другие страны с лёгкостью проглотят нас - целиком, или по одному.
Каковы же конкретные ставки в Грузии? В настоящее время Россия обеспечивает четверть потребляемого в Европе газа. Если Европа не будет проводить активную политику диверсификации источников, то через пару десятилетий Россия станет поставщиком большей части используемого в Европе топлива. Несколько менее остро стоит вопрос снабжения нефтью отдельных членов ЕС, но это тоже серьёзно беспокоит Евросоюз. Если Россия заполучит монопольное положение на европейском рынке энергоресурсов, или даже на его части, то нет никаких сомнений - это положение будет использовано для диктата по политическим вопросам, который для Европы категорически неприемлем.
Именно поэтому мы видим столь яростное соперничество Европы и США с одной стороны, и России - с другой, в Грузии, у горла каспийской бутылки. Действительно, для конфронтации между ними в Азербайджане особых причин нет. Если падёт Грузия, то Азербайджан сам повернётся к Москве с сияющей улыбкой на лице. Не говоря уже о том, какими сговорчивыми станут Казахстан и Туркмения.
Итак, если России удастся заткнуть горло каспийской бутылки, то либо все энергоресурсы региона потекут в Европу через Россию, либо они не будут разработаны вовсе, либо увеличится значение Ирана в транспортировке каспийского газа в Европу. В последнем случае это приведёт к росту разногласий между США и Европой по вопросу будущего Ирана, что было бы тоже неплохим результатом для России, полезным для достижения целого ряда политических целей.
Так как же можно закупорить каспийскую бутылку? Есть два способа. Первый сейчас нереалистичен: привести к власти в Грузии пророссийского руководителя. Второй - инициировать острое гражданское противостояние в Грузии, которое будет иметь в данном случае необходимый блокирующий эффект для региональных энергетических проектов.
События последних дней в Грузии показывают, что стратеги в Москве выбрали второй вариант. Они используют отдельных наивных, безответственных или мстительных политических лидеров, бедные слои населения, а также группы, не имеющие ничего общего с интересами развития и укрепления Грузии, такие как армянские националисты Ахалкалаки, с целью дестабилизации ситуации в стране. Цель я уже обозначил выше - так или иначе закупорить каспийскую бутылку, и разрушить экономическую основу независимости сразу нескольких стран - Азербайджана, Грузии, Казахстана и Туркмении, которая только начала приобретать очертания.
Но планы Москвы не могут и не должны становиться оправданием для неадекватности политики правительства внутри страны. Недостатки стиля правления президента Саакашвили тоже играют не последнюю роль в искусной игре московских стратегов по нагнетанию напряжённости. Хоть президенту Грузии удалось уничтожить коррупцию на низком и среднем уровне, удалось достичь высоких темпов экономического роста, существенного повышения уровня законности, на порядок улучшить атмосферу для конкуренции бизнеса, ему пока не удаётся изменить свой грубый революционный стиль, который вызывает недовольство или антипатию в определенной части населения. Стиль Саакашвили был идеальным в первое время преобразований после революции роз, но он совершенно неприемлем для настоящего и будущего.
Я надеюсь, что Михаил Саакашвили извлечёт урок из последних событий, и избавится от того образа политического лидерства, который более не работает на благо реформ и развития Грузии. Надеюсь потому, что Саакашвили хорошо понимает собственную высочайшую моральную ответственность за судьбы демократии в нашем регионе. Она простирается далеко за пределы Грузии. Даже в нашей стране можно иногда наблюдать пропагандистскую линию тихого злорадства по поводу напряжённости, переживаемой Грузией. Силы прошлого ждут своего часа не только там, но и в Азербайджане.
Наконец, важно отметить следующее. Учитывая большие ставки, которые имеются на глобальном геополитическом кону в Грузии, Запад может и переиграть всё, сделав неожиданную ставку на другого лидера, который продолжит курс Саакашвили. Но если это произойдёт, тем более не в русле нормального цикла выборов, а через форсированный политический процесс, то возможно, угроза дестабилизации будет не устранена, а только отложена. Поэтому лучшим выходом из ситуации является кардинальная смена политического стиля президента Саакашвили.
Ильгар Мамедов, Day.Az