Узбекистан: Сохранить богатейшее наследие
10 ноября 2007, SNGnews.ru
Старейший в Центральной Азии ташкентский ботанический сад имени академика Федора Русанова, вошедший в список 55-ти лучших ботанических садов мира, переживает не лучшие свои времена, и главным виновником этому является антропогенный фактор.
Ботанический сад был создан при Среднеазиатском государственном университете в 1920 году и располагался тогда на территории бывшего губернаторского парка при резиденции генерал-губернатора Туркестана вдоль канала Анхор. Его площадь составляла всего 12 гектаров.
Первоначально основной задачей сада являлось изучение полезных дикорастущих растений Центральной Азии, а в процессе становления его коллекция стала пополняться иноземными растениями. В конце 1941 года было собрано около 500 видов деревьев и кустарников, представляющих различные дендрофлоры умеренной зоны мира.
Собранная коллекция уже с трудом помещалась на старом месте, и в1950 году было принято решение о переносе сада на новую (нынешнюю) территорию. Сообщает Uznews.net.
Генеральный план строительства был разработан под руководством и по эскизам академика Академии наук республики Узбекистан Федора Николаевича Русанова. О важности этого проекта говорит тот факт, что генплан утверждал сам товарищ Сталин.
В проект было вложено все самое лучшее и рациональное, существующее на тот период в других садах, что позволило воплотить в жизнь новые методы решения проблемы интродукции, то есть введения растений в новые условия обитания, а также их акклиматизации.
Перед началом строительства в питомниках в больших количествах выращивался необходимый посадочный материал, благодаря чему, всего за пять лет на территории около 80 гектаров было заложено пять экспозиций, представляющих фрагменты североамериканской, восточноазиатской, дальневосточной, европейско-кавказской и центральноазиатской дендрофлор.
Удачное расположение экскурсионных дорог и оригинальная конфигурация всех экспозиций позволили на, сравнительно, небольших площадях представить более 2500 видов, форм и разновидностей живых древесных экспонатов.
В ботаническом саду также имеются редкие и исчезающие виды растений природной флоры Центральной Азии. В теплично-оранжерейном комплексе собрана и изучается уникальная коллекция тропических и субтропических растений, таких как монстера, хамедорея, коккулюс, драцена и другие. Применяются они в современном фитодизайне внутренних интерьеров и в создании зимних садов.
Возвращаясь к истории становления сада, следует отметить, что в 1968 году ему был присвоен статус научно-исследовательской организации, а с 1979 года, он носит имя своего создателя - академика Ф.Н. Русанова. В1998 году сад был объединен с институтом ботаники АН РУз, а в 2001 году преобразован в научно-производственный центр «Ботаника» АН РУз.
Сегодня ботанический сад работает по трем основным направлениям: разработка теории и методов интродукции, селекционные работы, как один из методов акклиматизации растений, и практическое использование растений - интродуцентов.
Природа Центральной Азии не очень богата древесными и цветочно-декоративными растениями. Поэтому сад стремится к пополнению генофонда Ташкента и Узбекистана в целом. Таким образом, за годы работы над озеленением различных регионов республики было внедрено около 250 видов растений.
После развала СССР жизнь ботанических садов на всем постсоветском пространстве значительно изменилась. Перемены не обошли стороной и ташкентский ботанический сад.
Общее ухудшение экономической ситуации привело к нехватке рабочих рук. Мало, кто хочет идти на низкооплачиваемую работу, тем более, что труд здесь отнюдь не из легких. Ведь за растениями необходим круглогодичный уход.
Зарплаты научных работников в узбекистанских учреждениях, находящихся на бюджете, невелики, поэтому в некоторые НИИ молодые специалисты идут с неохотой, многие ударяются в коммерцию.
Но самой большой проблемой в ташкентском ботаническом саду является варварское отношение посетителей к растениям. Их не только ломают, но и нередко крадут.
«Ботанический сад можно назвать музеем под открытым небом. Но, к сожалению, культура посетителей очень сильно упала, и это для нас страшный бич, - рассказывает заведующая лабораторией интродукции и акклиматизации, кандидат биологических наук Нина Ивановна Штонда.
- Люди обрывают растения, ломают их, пробираются в заросшие кустарником и лианами чащи и пытаются устраивать там пикники, оставляя после себя кучи мусора, разводить костры, что категорически запрещено, вытаптывают молодые посадки.
Взрослые показывают пример детям. И даже учителя ботаники (!) не останавливают своих учеников, когда те рвут цветы, а наставники с удовольствием принимают от них букеты, в которых, к примеру, оказывается гибискус, цветущий один световой день. После того, как его сорвали, цветок гибискуса почти сразу увядает, а ведь он мог бы дать семена:
Сейчас многие «посетители» заготавливают лекарственные травы и плоды, семена, обдирают кору деревьев, а иногда просто выкапывают и воруют растения. Сад большой, а забор не везде хорош - есть дыры, через которые можно пролезть.
Некоторые «знающие» люди, тоже вносят свою лепту, говоря: «Подойдите к дереву, обнимите его, и все ваши болезни и проблемы уйдут». А теперь представьте, что за год к дереву подходят тысячи людей, затаптывая грунт и нарушая его структуру, в результате чего растение погибает.
Дерево, как и человек не терпит панибратского отношения. Оно требует к себе глубочайшего уважения и внимания. Но когда ему плохо, оно не заплачет и не расскажет об этом. За ним нужно постоянно ухаживать - поливать, окучивать, убирать сушняк и так далее».
Интересно, что есть люди, всю жизнь прожившие в Ташкенте, и не подозревающие о существовании Ботанического сада. Впервые побывав здесь, они с изумлением открывают для себя много нового и становятся постоянными посетителями. Ведь, попадая сюда, человек, как в сказке, может перемещаться из одного уголка мира в другой.
«В советские времена сад был обязательным объектом посещения туристов, - продолжает Нина Ивановна. - Тогда он содержался лучше, потому что рабочих было больше. Да и его территория была крупнее. Часть ее отдали зоопарку, который раньше находился в центре города.
Наш сад отличается особой конфигурацией участков. Если вы пойдете по дороге, то никогда не выйдете на прямые скучные аллеи с одними и теми же породами растений, так как многочисленные аллеи сооружены по принципу закручивающейся спирали. Благодаря этому, на каждом повороте открываются новые перспективы и ландшафты, новые виды растений.
Такой необычный подход к созданию богатейшей растительной коллекции получил широкое признание мировой ботанической общественности, и наш сад в свое время попал в сборник, представляющий 55 лучших ботанических садов мира. Туда же попали еще четыре ботанических сада из бывшего СССР.
В последние годы климат заметно изменился, зимы стали теплее, и у нас появляется масса вечнозеленых субтропических растений, отличающихся достаточной выносливостью. Это магнолия, лавровишня, жимолость. Таким образом, мы имеем возможность озеленять город не только листопадными, но и вечнозелеными растениями.
Что, однако, не умоляет достоинств деревьев, сбрасывающих листву, на которых за сезон скапливается большое количество вредных веществ, выпадающих на листья из атмосферы. Эти деревья, очищая окружающую среду, улучшают ее экологическое состояние.
В последнее время у нас также появилось много хвойных субтропических растений, таких как кипарис, эльдарская сосна - реликтовое растение родом с Кавказа. Благодаря теплым зимам эльдарская сосна в последние годы не только хорошо растет, но и плодоносит.
А вот в конце 60-х, когда зимой стояли сильные морозы, много хвойных субтропических деревьев погибло, и нам потихоньку приходится восстанавливать коллекцию этих растений».
Развал Союза оборвал множество связей, существующих между различными ботаническими садами.
«Раньше у нас было очень плодотворное общение с представителями других садов, - вспоминает Нина Ивановна. - Мы выезжали и принимали гостей у себя. Сейчас, к сожалению, не имеем такой возможности по причинам экономического характера.
Единственная наша возможность - совершать безвалютный обмен семенами по почте с садами разных стран - от Японии до Африки и Северной Америки. Для этого каждый ботанический сад выпускает справочник с указанием семян, которыми можно обменяться.
Так что, мы можем получить всякие редкости, не выезжая за пределы страны. Правда, раньше была возможность привозить больше семян. Сейчас существуют определенные нормы, и мы отправляем и получаем маленькие пакетики, в которых иногда бывает всего по 5-6 семян.
Каждые четыре года у нас меняется научная тематика. Сейчас мы работаем с Каракалпакией. В городе Бустон имеется наш филиал. Для озеленения этого региона мы подобрали уже 102 вида растений, таких, как бумажное дерево, катальпа, некоторые виды ясеня, жимолости, то есть, ассортимент очень разнообразный.
Эти растения хорошо приживаются, после чего начинают размножаться самосевом. Их семена разбрасываются ветром, разносятся водой. Но это, конечно, не выход из положения, поэтому существуют питомники, где в большом количестве выращивают саженцы для озеленения городов».
На вопрос, есть ли ботанические сады в соседних с нами центрально-азиатских странах, Нина Ивановна ответила, что в каждой из них имеются свои сады, работающие в определенных направлениях.
Отдельно следует рассказать и о фауне ботанического сада. Каждый сад - приют для множества животных, которые его стихийно выбирают. Много лет назад здесь появились белки. Как и откуда, никто не знает. Они расплодились настолько, что съедали все орехи, плоды, семена, нанося тем самым существенный урон семенному фонду.
В связи с тем, что ботанический сад является искусственно созданным сообществом - культурфитоцинозом, в котором постоянно ведутся работы по уходу за растениями, замене старых высохших деревьев на новые, здесь постоянно меняется микроклимат. Это служит одной из причин появления животных, или их исчезновения.
Другой, не менее важный фактор - антропогенный. С каждым годом в саду увеличивается количество посетителей. Поэтому белки постепенно стали исчезать, но сейчас они все же изредка попадаются.
На североамериканском участке сада, когда деревья были еще невысоки, в озере среди кувшинок обитали водяные курочки и другие водоплавающие диковинки, жили здесь и водяные крысы - ондатры.
Но по мере роста деревьев, окружающих водоем, увеличилась его затененность, что привело к уменьшению количества кувшинок и постепенному исчезновению живности, да и ночные охотники тоже внесли свою лепту, ведь территория сада огромна, и за каждым его уголком невозможно уследить, особенно, ночью.
Бегали когда-то по саду и лисы-корсаки. Много здесь всякой птицы, в том числе диких голубей, а также фазанов, запущенных из соседнего зоопарка. На них и на мелких грызунов охотятся орлы. Дятлы, которые встречаются в саду, очищают деревья от вредителей. Раньше водились удоды и редкие виды сов.
Разумеется, животный мир, украшающий сад, иногда приносит вред, как это было в случае с белками. Но самый большой вред ботаническому саду наносит антропогенный фактор, то есть мы - люди, которые должны помнить, что сад является легкими города, и что всем нам необходимо бережно относиться к этому, созданному не одним поколением людей, богатейшему наследию и сохранить его для потомков.