Казахстанский путь в Европу (или как нам обустроить ОБСЕ)?
13 ноября 2007, ia-centr.ru
Алексей Власов
14 ноября 2007 года в РГГУ состоится экспертный семинар «Казахстан: путь к председательству в ОБСЕ и процесс политического реформирования в стране», организованный Информационно-аналитическим центром МГУ, Российским Государственным Гуманитарным Университетом, Российско-Казахстанским экспертным клубом при информационной поддержке Посольства Республики Казахстан в России. Журнал «ЕвроАзия» публикует текст завтрашнего выступления модератора круглого стола, генерального директора ИАЦ Алексея Власова.
Уважаемые, коллеги!
Казахстан достоин председательства в ОБСЕ. На этом можно было бы закончить обсуждение данной темы на круглом столе. Завершить, поскольку все аргументы за и против давно известны экспертам, интересующимся проблемами международного имиджа РК или вопросами соблюдения стандартов демократии нынешней казахстанской властью.
Мой положительный ответ вытекает, собственно говоря, из ощущения, что решение вопроса о председательстве все равно будет иметь в своей основе не объективный и скрупулезный расчет сделанного казахстанским руководством по реализации рекомендаций ОБСЕ, а кулуарные договоренности многостороннего характера, о которых эксперты будут только догадываться, но вряд ли знать наверняка. Между тем, еще год назад казалось, что мы будем свидетелями прорывного события - до сих пор в роли государства-председателя организации выступали только европейские державы. Как отмечал известный российский эксперт А. Грозин: "В этом плане избрание Казахстана председателем ОБСЕ способно стать своеобразной "цивилизационной революцией" в этой организации, поскольку на пост председателя претендует страна, которая пока не всегда и не во всем соответствует стандартам демократии в их ортодоксально-западном понимании".
Политическая реформа, осуществленная в 2006-2007 году Нурсултаном Назарбаевым, так же рассматривалась как значительный шаг к достижению столь высокой цели. Тем более что даже главные ревнители демократических ценностей США и ЕС (с оговорками) поддержали стремление Астаны к председательству в этой видной международной организации. Огромные средства, думаю это ни для кого не секрет, были затрачены Казахстаном на формирование благоприятного международного имиджа. Лоббистов "казахстанской демократии" можно обнаружить на самом высоком уровне: от ООН до ОБСЕ.
В чем же сложности? Почему в последнее время усилились голоса политиков, экспертов, общественных деятелей, сомневающихся в возможности руководства РК достичь желаемого результата?
Может быть, причина в "азиатском характере" демократических институтов, выстроенных казахстанским руководством? В особенностях политической традиции казахстанского общества, которая с трудом может быть подведена под общие стандарты? Может быть, в несовершенстве стандартных требований самой ОБСЕ?
У каждого эксперта свой вариант ответа на этот вопрос, да и нет никакой уверенности в том, что заявка Казахстана, допустим, будет отложена и появится дополнительный повод рассудить: почему все вышло именно так, а не иначе. Хотя некоторые особенно осторожные политики уже запустили в Сеть запасную версию: все это Рахат Алиев придумал, его инициатива, а насколько это нам нужно на самом деле? Почему именно в 2009? Но это - утешение для слабых.
В тоже время анонимный источник в казахстанском МИДе, якобы, сообщил местным журналистам: "Добиться поста председателя ОБСЕ в 2009 году для Казахстана сейчас нереально по двум причинам. Во-первых, потому, что миссия наблюдателей от этой Организации признала прошедшие в этом году парламентские выборы не соответствующими стандартам, принятым в ОБСЕ. А Казахстан, как известно, является полноправным членом этой Организации и должен выполнять принятые на себя обязательства". Во-вторых, по его словам, "на пост главы ОБСЕ в 2010 году сейчас претендует Литва, а для Запада, с учетом вхождения прибалтов в НАТО и другие европейские структуры, принципиально важно, чтобы именно они первыми из стран постсоветского пространства заняли такой авторитетный пост".
В тоже время, даже часть казахстанской оппозиции готова, с оговорками, поддержать заявку на председательство в ОБСЕ, полагая, что этот "проект" может объективно способствовать реальной демократизации в стране.
Поэтому, главный вопрос: что значит председательство в ОБСЕ для Казахстана? Очередной имиджевый проект или же возможность доказать реальную, а не виртуальную демократичность режима?
Казахстанские источники полагают, что председательство в ОБСЕ это еще и возможность для серьезного реформирования этой организации. В газете «Время» был опубликован материал, из которого следовало, что «Казахстан, Россия, Кыргызстан, Армения, Белоруссия, Таджикистан и Узбекистан намерены на ноябрьском заседании ОБСЕ презентовать проект документа "Базовые принципы организации наблюдения за общенациональными выборами по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ)". В этом документе семь государств предлагают ввести систему наблюдения за выборами во всех странах - членах ОБСЕ без исключения. Во-вторых, предлагают ограничить количество наблюдателей в миссиях на выборах до 50 человек, а также запретить им комментировать результаты выборы до выхода итогового отчета».
Такую возможность вполне можно допустить. Другое дело, насколько страны Запада готовы к подобным реформам. Ни для кого не секрет, что разница в подходах к оценке демократических процессов между «новыми» и «традиционными» демократиями стала настолько бросаться в глаза, что приносит серьезный ущерб имиджу этой международной структуры.
Кроме того, именно на постсоветском пространстве двойные стандарты ОБСЕ наиболее очевидны. События в Грузии продемонстрировали странную лояльность международных организаций к силовым действиям грузинского президента, а ну, как Владимир Владимирович или Нурсултан Абишевич так обошлись бы с многотысячным митингом? Каких комментариев со стороны ОБСЕ можно было ожидать?
В свое время глава российского МИДа Лавров дал такую оценку деятельности БДИПЧ: "Их участие в мониторинговых миссиях подтвердило, что БДИПЧ работает нетранспарентно, келейно и, по сути, в отрыве от коллективных руководящих органов ОБСЕ, то есть от государств-участников. Отсюда простор для предвзятых политизированных оценок, которые даются как бы от имени ОБСЕ, но с самими участниками Организации не согласуются". Так что, если план реформирования БДИПЧ будет запущен, то кому как не Казахстану при поддержке России взяться за это многотрудное дело. Да только вряд ли дело до этого дойдет.
Политика в европейских коридорах столь же непрозрачна, как, допустим, в Кремле, Ак Орде и Белом доме, поэтому подобные заявления не более чем средство давления на евробюрократов: Не балуй, а то мы ого-го! А бюрократам скандалы не нужны. Поэтому все можно решить и кулуарно. Мы вам - председательство, а вы уж давайте как-нибудь по старому:.
Впрочем, и это не страшно. Поскольку реальная политика делается за пределами международных организаций, даже таких влиятельных как ОБСЕ. Ну, а Казахстан заслужил это председательство, хотя бы уже теми усилиями, которые были затрачены на достижение этой цели.А на самый крайний случай есть готовое предложение партии «Алга»: «перенос председательствования Республики Казахстан в ОБСЕ с 2009 на 2011 год или позже, разработка «Дорожной карты «Казахстан - ОБСЕ - 2011» и ее реализация позволят Республике Казахстан стать примером для других государств региона в области политического развития, строго и четкого соблюдения прав и свобод граждан».
Беспроигрышная партия!