Тегеран расчитывает на Москву
13 декабря 2007 07:43 Страна.ru
Максим Недоступ
Для участия в заседании российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Москву прибыл министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. В российской столице глава иранского внешнеполитического ведомства встретится с главой Росатома Сергеем Кириенко, возглавляющим межправительственную комиссию с российской стороны, а также с другими представителями руководства РФ. В интервью Стране.Ru директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский рассказал о перспективах российско-иранских отношений в свете современной ситуации.
"В российско-иранском сотрудничестве на сегодняшний день достаточно много перспектив в самых разных областях и не только в ядерной сфере. Хотя, безусловно, бушерский проект является проектом любопытным. И еще более любопытны возможности, которые открываются в сотрудничестве российской и иранской энергетик", - считает эксперт. По мнению Сатановского, наши отношения с Ираном в последнее время сильно осложнились кризисом, спровоцированным иранским руководством:
"Известно, что иранская ядерная программа развивалась и при президенте Равсанджани, и при президенте Хатами. И только при президенте Ахмадинеджаде его чрезвычайно жесткие воинственные заявления в адрес Израиля, в адрес Запада привели к кризису, который, безусловно, сказался и на российских отношениях с Ираном. Поэтому мы не можем выступать в качестве проводника иранского влияния в мировом сообществе - у нас, все-таки, своя политика. И одновременно мы не собираемся выступать в качестве проводника американской политики в Иране".
По мнению эксперта, последний доклад американской разведки вполне может стать тем стартовым пунктом, с которого начнется нормализация отношений Ирана с окружающим миром. Тогда Россия сможет закончить строительство в Бушере, осуществить поставки ядерного топлива и делать следующие проекты, уже не опасаясь быть втянутой вместо экономических проектов в политические игры.
"Что касается всего остального, у нас с Ираном, безусловно, существуют серьезнейшие общие интересы по транзитам, очень серьезные интересы по металлургии, в том числе по поставкам иранского свинцового концентрата, железорудных концентратов. У нас достаточно много общего в сфере военно-технического сотрудничества, машиностроения, - убежден Сатановский. - Наконец, по каспийским вопросам Иран сегодня является ключевым с переговорной точки зрения фигурантом, с которым России необходимо договариваться, потому что на сегодняшний день с Азербайджаном и Казахстаном по вопросам раздела вод и дна Каспия у нас политика единая. А вот с Ираном и Туркменистаном, который к нему примкнул, согласия в этом вопросе пока нет. Во времена, когда Иран делил Каспий с СССР, ситуация была одна, а сегодня она меняется".
Проектов и перспектив сотрудничества много, но в какой мере они могут быть реализованы, в конечном счете зависит, по мнению Сатановского, только от одного единственного фактора - от того, насколько конструктивным окажется взаимодействие иранского руководства с мировым сообществом, насколько идеология уступит место прагматизму.
Если идеология будет продолжать занимать доминирующую роль в иранской политике, то закончится это все военными действиями - либо войной с США, либо достаточно жесткими военными столкновениями с Израилем, с арабскими соседями Ирана. В этой ситуации, разумеется, России будет очень сложно работать с Ираном по всем направлениям.