Глава Ассоциации нефтетрейдеров КР Б.Мамбетов: Энергобезопасность Кыргызстана находится под угрозой
21 февраля 2008, 08:16, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - О предстоящей приватизации энергосектора, энергобезопасности страны в интервью агентству АКИpress рассказывает руководитель Ассоциации нефтетрейдеров КР Базарбай Мамбетов.
- На ваш взгляд, необходима приватизация в энергетической отрасли?
- Президент настаивает на приватизации распределительных энергокомпаний (РЭК, - прим. АКИpress) - это правильно, мы должны были это сделать еще десять лет назад. В Казахстане, России и других странах РЭКи давно находятся в частных руках. Надо уяснить, что приватизация госсобственности делается не ради благополучия новых хозяев, а ради того, чтобы государство могло заработать деньги за счет эффективной работы энергокомпаний, которые более 15 лет находятся в тяжелом положении.
- Вы считаете, приватизировать нужно только распредкомпании или ГЭС?
- Токтогульскую ГЭС, конечно, нельзя приватизировать, потому что к нему привязано водохранилище объемом 19,5 млрд кубов воды, через которую мы можем оказывать влияние на центральноазиатскую водноэнергетическую политику. Но есть малые ГЭС - Учкурганская, Курпсайская, Ташкумырская, Шамалдысайская - их давно можно было бы отдать под индивидуальный инвестиционный проект известным энергетическим компаниям. Отдельные из них введены в эксплуатацию в 60-70 годах и их турбины проходят в негодность, новые хозяева должны решить проблему их перевооружения. Частные профильные компании их не увезут никуда, все равно наше государство будет регулировать их деятельность через свою тарифную политику и иные функции.
- Слово «приватизация» у нас в стране приобрело нехорошее значение, а сам процесс вызывает у людей недоверие. Как передать энергокомпании в частные руки, заведомо зная, что не будет прошлых ошибок?
- Правительство может взять на себя всю ответственность и подписать с профильной компанией индивидуальный инвестиционный проект, который должен быть выполнен. Нужно не допускать ошибок, произошедших с нашими заводами и фабриками, золотыми месторождениями Джеруй, Талдыбулак и другими, когда их отдали посредническим компаниям. Продажа должна проходить без проведения тендера, потому что сама процедура тендера - это уже коррупция. Мы должны отдать РЭКи не посредническим компаниям, желающим заработать, а профильным, имеющим значительный потенциал для развития.
- Что такого могут сделать новые хозяева лучше нас?
- Государство является плохим собственником, оно не может эффективно управлять ведущими отраслями, предприятиями, которые выпускают какую-либо продукцию. Частные компании, в первую очередь, решат проблемы неплатежей. Распредкомпании, сейчас говорят, что население плохо платит. Частная компания эту проблему решит однозначно. Частник возьмет наши распредкомпании с долгами, и найдет свою выгоду, наведет дисциплину, наладит нормальные отношения с потребителями, быстрее протащит законодательные и другие правовые документы.
- Высокие долги компаний подрывает энергобезопасность страны, списание задолженности подрывает имидж всей энергетики, вы так не считаете?
- Списать долги, как заявляют нынешние власти нельзя - в цивилизованном государстве никогда не списывают долги между хозяйствующими субъектами. Поддержка с помощью прощения долгов может привести только новому витку государственного воровства. Поощрение безответственности порождает еще большую безответственность. Люди начинают привыкать, что можно жечь электроэнергию бесплатно.
Тарифы нельзя повышать еще в течение трех-четырех лет. Всемирный банк хочет, чтобы мы быстро достигли мировых тарифов. Они считают, что если мы будем продавать энергию подороже, то быстро придут частные инвестиции на строительство Камбаратинских ГЭС, появятся компании, желающие купить распредсети, начнутся модернизация и реконструкция.
С подрывом энергобезопасности мы уже коснулись. Зимой сами себя не можем обеспечивать: вместо того чтобы добывать и сжигать собственный уголь, воруем электричество. Для обеспечения безопасности требуются большие капитальные вложения. Нужно строить новые ГЭС, задействовать все наши угольные разрезы, организовать добычу нефти и газа.
- Инвесторы заявляют о своих намерениях, но проекты так и остаются на бумагах, почему так происходит, на ваш взгляд?
- Инвесторы приходят к нам искренно, они хотят посмотреть, как мы подходим к делу, изучают наш интеллектуальный потенциал. Но когда видят, что наши слова и действия не совпадают, они уходят. Именно поэтому в течение 20 лет не смогли возобновить строительство Камбарата-2.
В Таджикистане Рахмонову Э. хватило трех месяцев, чтобы решить строительство Санктудинской ГЭС-1совместно с РАО «ЕЭС», первые агрегаты которой, уже вводятся в действие, а Санктудинской ГЭС-2 - с государством Ирана.
Два месяца назад республика заявила уже о начале строительства Рогунской ГЭС мощностью 2,9 тыс. МегаВат это 2,4 раза мощнее, чем наша Токтогульская. Вот правильное поведение властей и стратегическое решение, кому отдавать. Президент Путин В.В. в прошлом году заявил о 2 млрд.долларах, зарезервированных для Кыргызстана в виде инвестиций. Мы же ни один реальный проект для этого не подготовили и не предложили.
- Почему так спешно принято решение о приватизации «Кыргызгаза»?
- «Кыргызгаз» давно находится в состоянии финансового коллапса. Компания должна узбекам, казахам. И в этой ситуации нам нужно сотрудничать с российским «Газпромом». Российский «Газпром» хочет осуществить второй крупный проект в Кыргызстане - добычу и переработку нефти и газа. В ответ на это намерение нам нужно было отдать «Кыргызнефтегаз» - государственное объединение на юге. Но вместо этого наши пошли на подписание соглашения о проведении разведочных работ на двух новых участках, находящихся на отрогах Ферганской долины.