Самый длинный февраль
21.02.2008 12:34, ASIA-Plus - Информационное агентство.
Автор: Фахриддин ХОЛБЕК
Февраль, самый короткий месяц календаря, превращается в самый длинный, когда зима, как простое название сезона года, теряет свой смысл и превращается в кучу проблем, вызывающих раздумья и вопросы.
Этот февраль, похоже, никогда не закончится. С вопросами ложимся спать, с ними встаем. Порою, они нас будят. Их много, потому что на них практически нет ответов. Такое ощущение, что мы как-то слишком долго живем в феврале, и он никак не кончится.
Ночи длинные - до утра можно прочесть "Войну и мир". Темнота рождает не только страхи, но и мысли тоже.
Наши предки жили комфортно без света, потому что его не видели. Например, мы тоже всегда думаем о рае, но не только из-за того, что там хорошо, а из-за того, что оттуда были изгнаны наши первые предки - Адам и Ева. Наши предки видели рай. Видели, и вот всю жизнь нам нет покоя от мысли о нем. Если говорить о свете, то вся наша беда в том, что мы видели его. Без него теперь не можем. Хотим, чтобы его вернули.
В феврале такое ощущение, что весь мир думает о нас. Точнее, о том, как помочь нам. ООН призывает мир помочь Таджикистану. Сама ездит за генераторами для наших больниц и роддомов в Дубай. О наших детях заботится ЮНИСЕФ. Казахи отправляют нам зерно и ГСМ, русские - мазут. Иран отказывается от туркменского света в нашу пользу. И на фоне всего этого ущерб: $250 млн.! А может, еще и новые долги у нас появятся?
Понять других тяжело. А себя еще тяжелее. На телевидении сплошной "концерт". Да, жизнь идет. Все пройдет, пусть и медленно. Хотя, кто смотрит концерт, когда нет света?
Может быть, наши проблемы оттого, что мы много думаем, и многого не понимаем? Человек, когда много думает, уже не индюк. В крайнем случае, в суп, вопреки известной поговорке, он точно не попадет. А когда целая нация не понимает, что происходит, и, анализируя свое бедственное положение, только задается вопросом: почему, до каких пор и т.п., это рождает надежду, что еще есть возможность образумиться и привести свои дела в порядок.
У моего знакомого дома есть все: свет, газ, отопление. В наши дни это слишком большая роскошь для таджика. Однако мой знакомый не чувствует, что лично у него есть все эти блага. "Моя голова, мой мир наполнен кризисом. Даже обрадовался однажды, когда мне тоже отключили свет. И в романтических условиях, с дедовской свечой открыл "Тысячу и одну ночь". Почему? Не знаю. То ли я хотел забыться, то ли в год Рудаки захотел войти в его положение, в положение его ныне беспомощной нации", - рассказывал он мне. Я не вижу в нем признаков шизофрении:
Мы живем тысячу и одной надеждой, догадкой, вопросом, сомнением. К примеру, в Нуреке то ли есть вода, то ли ее нет. Наши ГЭС то ли производят электроэнергию, то ли нет. То ли 21 млн. кВтч, то ли 37 млн. Но куда идет электроэнергия? Ведь отключена почти вся промышленность, даже электролизные ванны на алюминиевом заводе остыли. Говорят, то ли ее нет, то ли ее: И опять вопрос: тогда куда она идет?
Даже солнце, успевшее прежде всех придти к нам на помощь, не успокаивает нас, вышедших из холодных объятий наших квартир. Еще 8 дней до конца месяца. Пусть больше не будет снега и холода. Пусть все будет ОК. Но февраль надолго останется в наших мыслях. Даже через пару месяцев, а может до следующего февраля, мы будем говорить об этом.
Февраль - это месяц вопросов, которые остались без ответа. Что происходит? Как получился энергокризис? Ведь вроде бы все шло нормально? Нас уверяли, что мы идем верным путем. Но тропы нас привели в замерзшее ущелье, где только снег и лёд. Почему? И не повторится ли ситуация в следующем году?
Кажется, все эти вопросы были актуальными несколько последних лет. Сколько точно, не знаю. Просто в этом феврале они стоят еще жестче.
Каким будет февраль 2009?