CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Он превратил нашу страну в медвежий угол Центральной Азии

15 августа 2008

Он превратил нашу страну в медвежий угол Центральной Азии

15 августа 2008 11:24, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство

Бюджета нашей страны едва хватает, чтобы кое-как прокормить пять миллионов таджикистанцев. Внешнеторговый оборот Таджикистана в 2007 году составил около 3,4 млрд. долларов США. Больше половины доходов приносит вывоз алюминия, значительна доля электроэнергии, хлопка, фруктов, растительного масла, текстиля. Такую же часть доходов присваивает чиновничий аппарат. Остатки от продажи народных богатств при делении на пять миллионов составляют меньше 350 долларов на человека в год! Инвестиций в экономику нет, а то, что есть проходит сквозь мелкое сито бюрократического аппарата и оседает совсем не там, где нужно.

«Инвестиционный климат в Таджикистане не идеален», - заявил посол Великобритании в Таджикистане Грэм Лотенн в Душанбе на недавно прошедшей пресс-конференции. По его словам, за последние четыре года из Таджикистана ушли порядка 4-5 компаний, большая часть из которых занималась добычей золота. Он заявил, что основной причиной ухода британских компаний из Таджикистана являются бюрократия, коррупция и несовершенное налоговое законодательство.

Сегодня оставшимися немногочисленными инвесторами в экономику страны являются компании из Канады, США, Великобритании, Кореи, Германии, Швейцарии, Италии, Венгрии и России. Среди них - Nelson Gold Corporation (разработка месторождений золота и серебра), Gulf International Minerals (разработка месторождений золота), Credit Swiss First Boston и Paul Reinhart (фьючерсные контракты под хлопок), Кabool Textiles и Adjind International (производства текстиля). Полезные ископаемые и сырьё - это всё, ради чего крупные компании рискуют вкладывать деньги в Таджикистан. Правительство республики призывает расширить сферы народного хозяйства с участием иностранного капитала. Уже много лет призывает - эффекта нет.

В ежегодном докладе «Индекс экономической свободы», составленном американским фондом «Heritage» и ведущим мировым экономическим изданием «Wall Street Journal», Таджикистан из 156 стран, по которым была систематизирована информация, занял 143 место и его экономика признана международными экспертами «в основном несвободной».

В «Докладе о развитии человеческого потенциала», подготовленном и опубликованном ООН, Таджикистан отнесен экспертами в группу с самым низким среди стран бывшего СССР показателем и занял лишь 113 место в рейтинге. Объективную оценку произволу таджикских властей и коррумпированности местных и центральных органов власти в стране дала Международная неправительственная организация «Transparency International», отнеся Таджикистан на 5-е место с конца, опередив лишь такие экзотические страны, как Мьянме, Гаити, Нигерия и Бангладеш.

Вложения иностранного капитала - единственная для нас возможность выжить и хоть как-то удержать на плаву стагнирующий рынок. Но все усилия, прилагаемые правительством для улучшения инвестиционного климата, разбиваются о тупость и неповоротливость управленцев на местах и в ответственных ведомствах. Ощущение, как будто республикой правит сборище слесарей-одиночек Полесовых, которые, взявшись за одно дело, умудряются развалить ещё несколько других «благородных» начинаний. Клановость, землячество, взяточничество, поощряемые на самых верхах, анархия в экономике, привели к тому, что Таджикистан, к глубокому сожалению, остается на сегодняшний день одной из беднейших стран, с одним из самых высоких в мире показателем коррупции и невысоким уровнем человеческого развития.

Официально правила и нормативы для иностранных инвесторов регулируются Законом Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан», Законом Республики Таджикистан «О правовом положении граждан в Республике Таджикистан», Законом Республики Таджикистан «О внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан». Однако, каждый клюнувший на сочную наживку, сталкивается с хитрым кулябским пониманием национального законодательства. Законы, постановления и другие документы, издаваемые органами управления всех уровней таджикской власти, готовятся таким образом, чтобы решение любого вопроса в сфере экономических интересов, в конечном счете, зависело от чиновников, и именно это, наряду с низкой зарплатой последних, является основой для развития и процветания коррупции в Таджикистане.

В этих условиях любой государственный орган, призванный создавать благоприятную среду для экономического развития, неизбежно превращается в орган регулирующий и контролирующий. Принятое в большинстве стран мира правило трактовки налоговых норм в пользу налогоплательщика в случае возникновения спорных ситуаций, в Таджикистане де-факто не применяется.

Любимое телевизионное зрелище Эмомали Шарифовича - песня о нём самом в исполнении детского хора. «Исмоили Сомони мо - Эмомали Рахмони мо» («мо» в пер. - «наш») - поют дети. Они поют песню на стихи очередного придворного поэта, не понимая, что допускают историческую ошибку, сравнивая основателя таджикского государства с нынешним его предводителем. Исмоил Сомони создал из разрозненных племён процветающее, суверенное государство, а при Эмомали Рахмоне процветавшее государство превратилось в вечно просящий и зависимый от подачек медвежий угол Центральной Азии.

Атобек Аламшоев, автор из Таджикистана

iamik.ru

Предыдущая статьяВ России воссоздается федеральное ведомство по делам СНГ
Следующая статьяТуркменистан передаст в дар Афганистану 20 тонн продовольствия и школьных принадлежностей