Узбекистан: еще один год Независимости
1 сентября, 2008, Голос Свободы - Узбекистан
Али Юнусов,
Voice of Freedom, Ташкент, Узбекистан
Узбекистан отмечает 17-ю годовщину Независимости страны. На специально установленной арене, что в центре Национальный парка по традиции пройдёт праздничный концерт, исключительно в узком кругу для особо важных лиц страны.
Президент выступит со вступительным словом, где по традиции приведет известные ему примеры достигнутых успехов, позабыв о том, что страна также прожила и неприятные для себя моменты. Также, как и всегда, вспомнят хорошее, позабыв о плохом.
Однако что так настойчиво и упрямо пытаются забыть и умолчать власти, помнит простой житель страны, который каждый раз с тревогой ждет наступление зимы и радуется, что живым и здоровым встречает весну. Voice of Freedom решила вспомнить то, о чем, скорее всего, не будут вспоминать официальные власти страны - о том, чем ознаменовался еще один, семнадцатый, год Независимости Узбекистана.
2007 год
3-го сентября 2007 года, через пару дней после празднования Дня незавимсости, в районном центре Ферганской области городе Алтыарык прошла несанкционированная стихийная акция протеста местных жителей. По разным оценкам, в акции принимали участие от 30 до 50 человек. Основной причиной недовольства граждан явилось повышение цен на особо важные продукты питания. Как выяснилось позже, число протестующих могло быть гораздо больше, если бы не своевременное вмешательство местных властей.
«Пока людской поток примыкал к протестующим, которые находились буквально рядом с хакимиятом (мэрия), поняв, что каждый час дорог, представители хакимията приняли меры по предотвращению возможных последствий акции недовольства», - рассказывал тогда правозащитник Абдусалом Эргашев.
Работники хакимията приняли нескольких представителей протестующих, выслушали их и дали обещание о незамедлительном принятии мер по снижению цен.
Но это оказалось ничто по сравнению с тем, что случилось немного позже. Узбекистан, чьи выдающиеся достижения буквально несколько дней тому назад на торжествах по случаю 16-ой годовщины независимости с воодушевлением упомянул президент, внезапно вернулся к талонам на приобретение некоторых важных продуктов питания.
Житель Андижана Исматулла Ганиев сообщил в сентябре 2007 года, что в городе уже месяц действует талонная система покупки растительного масла и муки. «Эти талоны дают право покупки растительного масла по заниженной цене, то есть по 1200 сумов (чуть меньше 1 доллара США) за литр, и за 600 сум (около 50 центов) килограмма муки, что ныне стоит 1300 сум», - рассказывал И.Ганиев.
Однако, добавлял он, талоны не дают право покупать данные продукты в нужном количестве, существует жесткое ограничение на продажу этих продуктов на одну семью.
Эту информацию подтвердил и житель Маргилана Артикали Салиев. По его словам, в Маргилане вместо талонов выдают бумагу с печатью махаллинского совета и подписью председателя махалли. «Предъявляешь эту бумажку, и тебе выдают растительное масло в пять литров на одну семью по 1200 сум и все, больше не получишь», - сказал А.Салиев.
Несколько иначе обстояло дело в Ташкенте, жители которого всегда имели бОльшие привилегия, чем жители регионов. Основные продукты, которые исчезали с прилавков магазинов областей, в Ташкенте были всегда и в большом ассортименте.
Однако, ситуация с растительным маслом и мукой на этот раз не обошла и Ташкент. Здесь для покупки хлопкового масла нужно предъявить документ, удостоверяющий, что его владелец является жителем Ташкента. В данном случае более удобным является паспорт жителя, где на определенной странице стоит штамп «прописан».
В сентябре Центральная избирательная комиссия Узбекистана дала старт кампании по выборам президента Узбекистана. Всю осень вяло собирались подписи и проводились съезды. И в стране и за рубежом все понимали - выборы пройдут, как обычно, без выбора.
11 октября поздно вечером был избит известный независимый журналист Сид Янышев. Он возвращался из поездки в Чирчик (в 20-ти километрах от столицы Узбекистана).
Нападение произошло в районе станции метро «Буюк ипак йули», в жилом массиве. В результате нападения журналист получил легкое сотрясение, гематому на левом виске и кровоподтек на правом, несколько ушибов. В происшедшем журналист обвинил сотрудников Службы национальной безопасности страны, так как перед нападением мужчины продемонстрировали ему свои удостоверения сотрудников спецслужб.
В ноябре 2007 года правозащитники Узбекистана зафиксировали случай гибели заключенного в тюрьме Андижана: родным было передано тело 42-летнего осужденного Тахира Нурмухамедова с требованием немедленного придания земле.
Родные погибшего заметили на его теле «многочисленные раны, ссадины, синяки и кровоподтеки, они уверяли, что покойный не был болен и смерть его наступила в результате постоянных жестоких пыток», - сообщил тогда Voice of Freedom председатель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов.
В ноябре же минувшего года в Ташкенте неожиданно появились слухи о кончине действующего президента страны Ислама Каримова. Точной информации об источниках этих слухов нет до сих пор, однако, по словам большинства журналистов, они появились из правительственных кругов. Слухи были в силе даже в день заседания глав правительств стран-участниц ШОС, 2 ноября.
«Все говорили о том, что запланированная встреча Каримова с главой правительства России Зубковым, якобы, не состоялась по причине недомогания и ухудшения здоровья президента, говорили даже, что к нему из Германии срочно прилетели врачи», - расскал Voice of Freeedom А.Муминов.
Однако позднее узбекское телевидение продемонстрировало несколько официальных сюжетов с участием президента страны: народ узнал о том, что он жив, жил, и, скорее всего еще долго будет жить. В доказательство к последнему, Либерал-демократическая партия Узбекистана выдвинула Ислама Каримова своим кандидатом в президенты. Партия и ЦИК проигнорировали норму Основного закона страны, запрещающего одному и тому же человеку баллотироваться на президентский пост более двух раз подряд.
По свидетельству правозащитников, процедура сбора подписей в поддержку Каримова не обошлась без использования административного ресурса.
Декабрь стал самым богатым на события, по большей части, не слишком радостные. Но были и исключения.
3 декабря Сенат Олий Мажлиса (верхняя палата парламента) Узбекистана принял постановление об объявлении амнистии в связи с пятнадцатой годовщиной принятия Конституции страны. Той самой Конституции, вопреки которой действующий президент приобретал возможность быть избранным в третий раз.
Согласно постановлению, амнистия касалась, как и всегда, лиц, отбывающих наказание за преступления, совершенные впервые. В частности, должны были быть амнистированы женщины, лица, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18-ти лет, мужчины, достигшие 60-летнего возраста, а также граждане иностранных государств.
Пока одни жили надеждой на скорую встречу с отсутствовавшим из-за заключения в тюрьму членом семьи, вооруженный спецназ и сотрудники Службы национальной безопасности штурмом взяли дом известного поэта-диссидента из Бухары Юсуфа Джумаева. Согласно сообщению, при штурме дома использовалась бронетехника и оружие.
Районное телевидение начало трансляцию результата штурма, не забыв показать убитых у дома собак и окровавленную прихожую дома, но о судьбе поэта и остальных членов его семьи ничего сказано не было. Были лишь утверждения о том, что Юсуф Джумаев объявлен в розыск, а на все его имущество наложен арест.
Спустя 11 дней после шокировавшего жителей Узбекистана штурма, поэт-диссидент, неутомимый критик президента Ислама Каримова, был арестован. Вместе с диссидентом был задержан его сын Бобур. Арест был произведен в доме одного из активистов демократического движения «Бирдамлик» (Единство) Акромхаджи Мухиддинова, у которого диссидент и скрывался.
А еще через два дня в Узбекистане состоялись президентские выборы. Граждане выбирали президента из четырех кандидатов, троих из которых большинство наблюдателей справедливо называли номинальными. Ими были представитель Народно-демократической партии Узбекистана Аслиддин Рустамов, один из лидеров Социал-демократической партией «Адолат» (Справедливость) Дилором Ташмухамедова, глава Национального центра прав человека Акмал Саидов и бессменный президент Узбекистана Ислам Каримов.
Спустя день были обнародованы результаты, о которых все знали задолго до самих выборов. По официальным данным, за И.Каримова свои голоса отдали 13 млн. 835 тысяч человек, что составляет порядка 88.1% от общего числа избирателей. За кандидата от Народно-демократической партии Узбекистана Аслиддина Рустамова проголосовало 468 тысяч избирателей - 3.17% от общего числа проголосовавших. За Дилором Ташмухаммедову от Социал-демократической партии «Адолат» (Справедливость) проголосовало 434 тысяч 111 избирателей, что от общего числа принявших участие в голосовании составляет 2.94% и, наконец, за Акмаля Саидова, главы Национального центра по правам человека, проголосовало 420 тысяч 815 человек, то есть 2.85% избирателей.
Когда официальный Ташкент трубил о «правильном и достойном выборе» народа Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе распространила сообщение, в котором говорилось, что выборы президента Узбекистана, состоявшиеся накануне, не соответствовали демократическим стандартам.
В обнародованном заявлении организации, основанном на выводах ограниченной миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, также говорилось, что избиратели были лишены возможности свободного выбора, ввиду отсутствия открытой и честной конкуренции между кандидатами в президенты.
Власти Узбекистана отвечать на заявление ОБСЕ не стали.
Но перед самым Новым годом, дабы его не омрачать возможными «цветными» или иными революциями, кабинет министров Узбекистана решил перестраховаться, издав распоряжение о немедленном замораживании всех банковских счетов узбекистанцев, на которые поступают переводы из-за рубежа.
В распоряжении Кабмина банкам было приказано заморозить счета «до полного выяснения данных о стороне, пересылающей перевод». Кроме того, Центробанк распространил список граждан, чьи счета должны были быть заморожены сразу же после того, как на них поступали средства из-за рубежа.
2008 год
Первая неожиданность нового, 2008-го, года касалась кадровой «верхушки» Узбекистана. С должности был снят Эркин Халилов, председатель нижней палаты парламента страны. Тому была своя причина. В последние два года Э.Халилов был замешан в целом ряде инцидентов. Именно неприятные события вокруг спикера, вероятно, и стали причиной его отставки.
Узбекистанцы в январе и феврале пережили самые лютые за много лет холода. Были погибшие в нескольких областях страны, люди покидали квартиры, перебираясь в частные дома с печами в Андижане, Маргилане, Бухаре, Ташкенте. Стены покрывались льдом, начались перебои в подаче электричества, а в Андижане его не было вообще. Так президент отблагодарил за свое новое избрание.
Январь запомнился еще и тихой инаугурацией вновь избранного президента страны, который правил уже почти 19 лет. Поздравления прислали все президенты из ближнего зарубежья, молчал только Запад. Однако, не долго. Еще до конца января Ташкент посетил военный представитель США, который вообще дал старт визитам высоких чинов Америки. А позже объявились и представители Европы, выразив свое почтение и уважение вновь избранному президенту страны.
Новый год принес приятные сюрпризы в семьи нескольких правозащитников. Так, в течение января из заключения были освобождены правозащитник Карим Бозорбоев, сын известного правозащитника Бахтиера Хамраева Ихтер, была амнистирована журналист и правозащитница Умида Ниязова, отбывавшая условное наказание.
Февраль вряд ли запомнился чем-то, кроме продолжавшихся холодов.
29 февраля утром около ста жителей Андижана попытались провести пикет у здания областного хакимията (администрации) с требованием обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии. Однако, протестующим не дали пройти к хакимияту, они были остановлены нарядом милиции у массива Майдон бозор. «Разговора никакого не было, просто милиция применила силу, избивая всех подряд: и женщин и молодых парней и взрослых», - рассказал источник, очевидец произошедших событий.
В этот же день был досрочно освобожден из тюрьмы известный правозащитник, лидер незарегистрированной организации «Аппеляция» Саиджахон Зайнаббидинов. Он провел в заключение чуть менее трех лет.
Саиджахон Зайнабиддинов является одним из нескольких живых свидетелей андижанских событий. 14 мая 2005 года он опроверг официальную версию, публично продемонстрировав пару детской обуви очень маленького размера со следами крови и стреляные гильзы. Такие туфельки, а также женская обувь на центральной площади Андижана валялись на каждом шагу.
Кроме того, в феврале президент аннулировал вынесенное в декабре распоряжение кабинета министров о замораживании валютных счетов граждан. Президент издал указ, который запрещал банкам страны проверять происхождение средств, которые поступают гражданам Узбекистана из-за рубежа. Указ также фактически объявлял о начале годовой кампании по легализации теневого капитала.
Наверняка запомнят март месяц семья Ташпулатовых из Ташкента. 28 марта семья получила извещение о кончине их сына, 26-летнего Абдурахима Ташпулатова, отбывавшего наказание в Навоийской колонии Узбекистана. Истинная причина смерти заключенного не разглашается до сих пор, однако, по словам матери погибшего Хуррият Ташпулатовой, еще в феврале она была на свидании с сыном и парень выглядел здоровым и радостным, в связи с тем, что срок его пребывания в колонии заканчивался уже в августе.
Апрель запомнился судебным процессом по делу поэта-диссидента Юсуфа Джумаева и его 25-летнего сына Бобура в Бухарском областном суде по уголовным делам. Суд приговорил поэта-диссидента к пяти годам содержания в колонии-поселении, а Бобура Джумаева приговорил к трем годам условно.
Полон событий был и май. После трехлетнего перерыва Международный Комитет Красного Креста вновь получил возможность посещать места содержания под стражей в Узбекистане. Этому способствовало достигнутое между организацией и правительством Узбекистана соглашение.
Май внезапно взбудоражил ташкенцев взрывом у самого известного в Узбекистане рынка оптовой торговли «Карвон» (Караван), в результате которого, по информации очевидцев, погибло два человека. По рассказам свидетелей, на месте взрыва находилась мастерская по наполнению баллонов кислородом, которая непосредственно перед взрывом принимала очередную партию баллонов. Во время разгрузки этих баллонов и прогремел взрыв. Тогда узбекистанцы и думать не могли, что этот взрыв станет началом целой серии техногенных аварий и катастроф, которые произошли в Узбекистане летом.
А пока Узбекистан жил радостными сообщениями. Так, 2 июня администрация женской колонии Ташкента в машине скорой помощи доставила в Маргилан отважную правозащитницу, лидера ферганского «Клуба пламенных сердец» Мутабар Таджибаеву, которая была освобождена из заключения связи с изменением меры наказания.
Правозащитница была арестована в октябре 2005 года и осуждена в марте 2006 года к восьми годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве, однако, Мутабар Таджибаева вину не признала. Именно по этим причинам она была подвергнута пыткам и унижениям, о чем не раз сообщали многие международные организации и правозащитники.
Вместе с тем в Узбекистане началась активная кампании по запугиванию и преследованию журналистов, работающих на негосударственные и иностранные средства массовой информации. По сфабрикованным обвинениям был задержан независимый журналист из Каракалпакстана Солиджон Абдурахманов, а спустя некоторое время телевизионные каналы Узбекистана начали демонстрацию часового фильма с обвинениями в антигосударственной деятельности действующих и бывших узбекских корреспондентов американской радиостанции «Свобода/Свободная Европа».
Пока Европа и Запад выражали свое возмущение в связи с арестом и демонстрацией фильма, в военной части в городе Каган в Бухарской области Узбекистана на складе с боеприпасами прогремели несколько мощных взрывов. Они были такой силы, что были слышны на расстоянии 5-7 километров. В соседних с военной частью домах вылетели стекла, появились трещины, были отмечены разрушения. Однако, до сих пор нет точной цифры о пострадавших и масштабах потерь.
В начале августа заместитель председателя оппозиционной партии «Бирлик халк харакати» (Народное движение Единство) Пулат Ахунов был тайно вывезен сотрудниками силовых структур Андижана в соседний Кыргызстан. Позже политик усилиями однопартийцев перебрался в Швецию, где у него оставалась семья. Активисты оппозиционной партии «Бирлик халк харакати», а также правозащитники общества «Эзгулик» обратились в госорганы Узбекистана с требованием объяснить действия силовых структур Андижана.
21 августа на небольшом расстоянии от железнодорожной станции «Зарафшан» в пригороде Самарканда на подъездных путях в момент слива сжиженного газа из железнодорожных цистерн в хранилища произошло возгорание. В результате возгорания сгорело 8 цистерн и было отмечено несколько взрывов. По официальным данным, пострадал один человек. Самаркандская областная прокуратура возбудило уголовное дело по 2 части 250 статьит Уголовного кодекса Узбекистана «Нарушение правил обращения со взрывоопасными веществами или пиротехническими изделиями», ведется следствие.
Спустя один день, в пятницу примерно в 13:30-13:45 по местному времени в Ташкенте произошло землетрясение. Толчки были такой силы, что в некоторых высотных зданиях посыпалась штукатурка, люди покинули свои дома. В городе полностью отключена сотовая связь. Среди жителей столицы до сих пор циркулирует мнение о том, что это не землетрясение, а нечто иное, возможно, взрыв.
И, наконец, в преддверии очередных торжеств по случаю Дня независимости верхняя палата парламента страны приняла очередное постановление об амнистии, приуроченной к 17-й годовщине независимости страны. Сенаторы особо подчеркнули, что, прежде всего, под амнистию должны попасть женщины, несовершеннолетние, а также мужчины пожилого возраста и иностранные граждане. Кроме того, отмечается, что впервые с этого года решение об амнистии заключенных по представлению прокуратуры будет принимать суд.
Таким образом, Узбекистан дожил до очередного Дня независимости, восхваляя известные власть имущим достижения и, махнув на все проблемы, которыми от праздника к празднику живут жителя страны.