Сдача экстерном началась
9 января 2009г. ? 1 (829) , Казахстан. Деловая Неделя.
Владимир ИВАНОВ
Казахстан подошел к главному экзамену на демократию не совсем подготовленным
Из событий, незаметно наступивших с началом нового года, мало кто отметил то, что Казахстан официально стал членом высшего консультативного органа ОБСЕ - «тройки» состоящей из действующего председателя организации, его предшественника и сменщика. Астана, так долго добивавшаяся этого инструментами дипломатии, для которой наше председательство - безусловный и большой триумф, наконец, должна будет приступить к своим обязанностям силами остальных ветвей - законодательной, судебной, исполнительной, а также местных властей. И тут надо признать, наша страна далеко не блестяще подготовилась к этому экзамену на демократию, который она решила сдавать экстерном.
С чем подошли к началу заседания в обсешной тройке наши госорганы? Парламент гордится принятием пакета законов, в том числе о партиях, выборах, СМИ и религии. Последние два вызвали открытую критику как внутри, так и вне страны. Осторожно прошелся по нему даже Папа Римский, обычно в такие вопросы никогда не вмешивающийся. О том, как изменилось партийное политическое поле после всех принятых законов, можно судить хотя бы по тому, что наша страна находилась в шаге от того, чтобы создать супермонстра - информационный холдинг правящей партии на паях с госхолдингом «Самрук-Казына», который неизвестно с какой радости будет тратить народные деньги на партпропаганду. И это не говоря уже о том, что в год перед будущим председательством парламент Казахстана вошел вообще без оппозиции, а выборы в нашей стране ни разу не были признаны соответствующими стандартам организации, которую мы будем возглавлять...
Впрочем, что взять с парламента, закрепившего в этом году за собой реноме машины для голосований, если некоторые ведомства начинают год с задержания журналистов в больницах, а также содержания их в камере в наручниках? Множество вопросов будет и к судебной системе. Самому известному преступнику в Казахстане, бывшему зятю президента Рахату Алиеву, удалось избежать экстрадиции в нашу страну, убедив австрийское правосудие в том, что справедливости в казахстанском суде ему не видать. За время, прошедшее с того времени, казахстанские суды лучше не стали. Взять, к примеру, эту свистопляску с признанием незаконности деятельности ГКП «Алматыжер» и его отменой тем же составом суда. Меньше всего юмор оценили в Агентстве по защите конкуренции, где намерены добиваться нового признания незаконности земледельческой конторы Алматинского акимата.
Сложно вообще найти какую-либо область, кроме дипломатии или экспорта энергоресурсов, которая бы соответствовала ожиданиям Европы. В этих условиях Казахстан может либо усилить пропаганду, что явно пойдет вразрез с принципами, соблюдать которые обязалась наша страна, претендуя на пост председателя, либо очень быстро переходить от слов к делу. По крайней мере, отчасти это, вероятно, уже делается, если считать анализ Конституционным советом законодательства в области религии реакцией на критику задним числом.
Надеяться по привычке на связи, как обычно делают на экзамене недостаточно ответственные студенты, не получится. Есть, конечно, шанс «сунуть в зачетку» газовые контракты, но стоило ли тогда вообще поступать в институт ОБСЕ, если таким образом «разводить сессии» и ничего не выносить из стен этой школы политической жизни? ОБСЕ - не казахстанская госслужба, где диплом - это всего лишь бумажка, необходимая формальность. Стандарты демократии, законности и прав человека нужны нам самим.
Председательство в ОБСЕ - отличный шанс для Казахстана стать не «республикой бывшего СССР», коей он вместе со всем винегретом совковых порогов сегодня является, а нормальным развитым и правовым государством, где можно будет достойно жить и работать.