CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Когда начнется газовая атака?

10 января 2009

Когда начнется газовая атака?

9 января 2009г. ? 1 (829) , Казахстан. Деловая Неделя.

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Страны-экспортеры природного газа вроде бы объединились, но пока это никого особо не волнует

Трудно сказать, что было в этом жесте больше - «дальнобойного» политического расчета, звучного пиар-символизма или попросту желания до конца уходящего года «стукнуть ботинком по большой международной трибуне» и послать в глубокий «газовый нокдаун» все те страны, которые в мире «голубое топливо» закупают и для которых любые объединения энергодобывающих государств малорадостны.

Однако факт остается фактом: в конце декабря в России было подписано соглашение о создании Форума стран-экспортеров газа, который уже получил столько неофициальных названий (начиная от «газовой ОПЕК» до «новой мировой газовой дубинки»), что впору задуматься о его реальном, а не декларативном влиянии на торговлю природным газом и в этом году, и на ближайшую перспективу.

В состав этого форума вошли пока 11 стран, среди которых из стран СНГ - только одна Россия. Казахстан высказал желание быть в этом «газовом клубе» со статусом наблюдателя, и если ничего сверхъестественного не произойдет, то Астане к следующей встрече представителей форума, скорее всего, его предоставят. А вот три другие государства постсоветского пространства - Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, которые являются не последними в мире газовыми экспортерами, в заседаниях форума не участвуют и членами ее «торгово-дискуссионных структур» пока становиться не планируют.

Решено также, что штаб-квартира этого газового форума будет размещаться в столице Катара Дохе и что в начале нынешнего года состоится его заседание, на котором будут рассмотрены основные вопросы, связанные с ситуацией в газовой отрасли и торговле «голубым топливом».

Обмениваться мнениями можно и без международных договоренностей

Не секрет, что разговоры о том, что ведущие экспортеры газа «вот-вот объединятся», действительно обрели какую-то законченную организационную форму. Однако созданный газовыми странами форум больше пока напоминает чисто дискуссионный клуб, нежели влиятельную структуру с реальными возможностями, и главное - прописанными рычагами регулирования газового международного рынка (которого пока на самом деле попросту не существует).

Так, в уставе форума сказано, что его участники будут обмениваться мнениями по всем интересующим их вопросам, обсуждать совместные инвестиционные программы, заниматься охраной окружающей среды и многими другими темами, которые можно обсуждать в принципе и без какой-то официальной штаб-квартиры или квартальных встреч представителей стран-участниц форума.

Зато что уже стало ясно - так это «неуполномоченность» участников форума обсуждать, и уж тем более - решать вопросы о взаимном согласовании объемов добычи природного газа. Тем самым эта организация априори не сможет никаким образом влиять напрямую ни на мировой спрос на «голубое топливо», ни на цены газовых контрактов, которые каждая из газодобывающих стран заключает, исходя из собственных национальных интересов и конкретных клиентов, которым этот газ предлагается.

Помимо этого, даже эти весьма расплывчатые договоренности еще должны будут пройти процедуру утверждения парламентов всех 11 стран, которые пока присоединились к газовому форуму. А потом еще долго и нудно может идти процесс раздачи «газовых портфелей», где Россия как крупнейший в мире газовый экспортер постарается получить пост руководителя.

То, что на это не согласятся ведущие страны-экспортеры газа, такие как Иран, Катар, Алжир, Ливия, Индонезия, можно заведомо было предположить. А если так случится, то зачем, спрашивается, России вообще мучиться с созданием ничего не решающего и мало на что влияющего форума, в котором она к тому же не будет иметь управляющего веса? В том, что Россия не получила право разместить штаб-квартиру форума у себя (а ведь Москва даже пообещала покрывать все расходы по ее содержанию из госбюджета), сыграл свою отрицательную роль и весьма высокий уровень политизированности самой идеи форума, и нежелание многих стран мира (особенно государств Евросоюза и Соединенных Штатов), чтобы Москва реально влияла на газовые цены даже посредством консультаций в рамках международного газового форума.

Газовым торгам мировой кризис грозит больше, чем нефтяным

Многие эксперты, обсуждавшие саму идею создания подобного газового форума, считают, что произошло это по большей части из-за обострения мирового финансового кризиса, а также предельной политизации всего энергетического бизнеса. Резкое падение цен на нефть, и неспособность ОПЕК даже при чуть ли не ежемесячных встречах остановить это падение, подвигло специалистов в области газовых поставок предпринимать хотя бы какие-то объединительные усилия. При этом почти все страны, которые пока вошли в газовый форум, остро нуждаются в крупных инвестициях для того, чтобы осваивать новые месторождения. Да и на газопроводы, которые перманентно обсуждают и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Пекине (в том числе идущие на мировые рынки из Центральной Азии и Прикаспия) стоят бешеных денег, которых сейчас практически ни у кого в «свободном состоянии» нет.

К тому же именно главные потребители природного газа - страны Евросоюза, Китай, Индия, Пакистан, Япония, Южная Корея и Соединенные Штаты достаточно скептически и настороженно относятся к любой попытке газодобывающих стран каким-то образом (даже в виде мало что решающего и определяющего форума) объединиться. В тех же США целая группа сенаторов уже предложила сразу же после возобновления работы своего нового состава обсудить и осудить создание «нового монопольного объединения, направленного на установление диктата мировому газовому рынку».

Есть и еще одна загвоздка в идее создания газового форума. Так же, как и в рамках ОПЕК, - организации, которая занимается регулированием нефтяных мировых цен, в работе газового форума его участников волнует формирование так называемых «справедливых цен» за тысячу кубометров газа. Что такое «справедливость», какая цена в мире на тот же природный газ может считаться «справедливой» для Америки, а какая - для Афганистана, и сколько положено «справедливо» отстегнуть будет странам- транзитерам, по территориям которых пройдут новые газопроводы, - никто понятия не имеет.

И Иран, и Ливия, и Алжир, и, конечно же, Россия хотят, чтобы за природный газ им платили как можно больше. Также много денег хотят получать страны-транзитеры, которые, если им за транзит «справедливых тарифов» не назначить, начнут, попросту говоря, «коммуниздить» газ, что, по оценкам экспертов, делают сегодня и на территории Украины, и Турции, и Польши (хотя все они подобные обвинения напрочь отрицают).

Да и в принципе надежно договориться о некой «справедливой цене» за тысячу кубометров газа и потом со всех клиентов именно ее и требовать - дело весьма сложное. Ведь природный газ доставляется различным клиентам на совершенно различных условиях, а соответственно - и затраты тех стран, которые газ и добывают, и поставляют на рынки, сильно разнятся.

В «большую газовую игру» также гарантированно будет постоянно вмешиваться и «большая политика». К примеру, никакие «справедливые цены» точно не будут работать на уровне газового сотрудничества между Россией и Белоруссией. Ведь если Москва «задерет» цену «по-справедливому» на газ для Минска, то он тут же ответит аналогичным образом относительно стоимости размещения российских войск (в том числе ракетных) на белорусской территории или поднимет тарифы за транзит фактически всех грузов, идущих из России в Европу.

Или по каким «справедливым ценам» планируется торговать этим сырьем в Латинской Америке, если Боливия (крупнейший экспортер природного газа на континенте) вполне может дать «дружеские скидки» тем своим соседям, которые станут поддерживать «левый политический крен» президента Эво Моралеса или будут выступать на международной арене с анти-американских позиций?

Газовый кабинет с незанятыми креслами

Есть у нового газового форума и еще одна очевидная слабость, от которой уже страдает нефтяной картель ОПЕК. Речь идет о том, что далеко не все крупнейшие мировые экспортеры газа присоединились к форуму, как в нефтяной ОПЕК не входят многие ведущие добытчики черного золота(в том числе Россия, Казахстан и Азербайджан).

Не случайно поэтому все якобы скоординированные действия стран ОПЕК по тому же сокращению объемов добычи нефти так и не приводят к повышению цен на нее на мировом рынке. Либо тогда России, Мексике, Норвегии и другим крупным производителям нужно входить в ОПЕК, или по крайней мере следовать тем рекомендациям и квотам, которые определены для опековских членов, либо вся эта игра «в сокращения» попросту бессмысленна.

Аналогичные проблемы гарантированно возникнут и у газового форума, потому как целый ряд крупных производителей газа в него либо не входят, либо в большей степени заинтересованы именно в консультациях, а вовсе не в том, чтобы, сажем, сократить поставки газа кому-то из клиентов с целью достижения на рынке «справедливых цен» за тысячу кубометров «голубого топлива».

К тому же целый ряд стран, которые вошли в газовый форум, также внушительно входят и в ОПЕК (Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Алжир, Венесуэла). Все они, между прочим, очень бы хотели, чтобы Россия либо вошла в ОПЕК, либо по просьбе этого нефтяного картеля сокращала добычу черного золота. А Россия ничего особо сокращать не может, потому как «нефтяные деньги» для ее бюджета - чуть ли не единственный надежный (вместе с природным газом) источник пополнения государственной казны.

Замечу также, что фактически Форум стран-экспортеров газа был создан еще в 2001 по предложению Ирана и все эти годы он главным образом занимался тем, что не особо себя выпячивал, тихо и спокойно вел беседы и дискуссии в узком кругу и уж тем более - никому и ничего насчет «справедливых газовых цен» не навязывал. Нынче же форум превращается в официальную, по своей функциональной сути черезвычайно политизированную организацию с громкими полномочиями и вроде бы определенными возможностями «коллективно давить» на ту же Европу или Соединенные Штаты, если они не станут идти навстречу по ценам от государств- поставщиков.

Кстати, уже первое заседание в новом году стран-членов газового форума может одновременно стать и его «боевым крещением на политическую тяжеловесность» в отношениях и с Евросоюзом, и с Соединенными Штатами. Те же страны, которые пока воздерживаются от каких-то резких движений в рамках этого форума, будут с интересом наблюдать за целым рядом событий, которые произойдут в наступившем году. К примеру, что скажет газовый форум по поводу целого комплекса газопроводов, которые планируется прокладывать и в Центральной Азии, и на Каспии? Что и кто может «посоветовать» из членов «газового клуба» тому же Казахстану, который поставляет природный газ в Китай и теперь станет еще и транзитной страной для поставок газа в Китай из Туркменистана?

Или как бы быть с набившим оскомину проектом под названием Nabucco по перекачке газа из Туркменистана и Казахстана в сторону Азербайджана - и далее через Турцию в Европу? Какие реальные рычаги могут быть здесь у газового форума, если ни Азербайджан, ни Туркменистан, ни транзитные страны - Турция и Грузия - в него не входят, а Евросоюз будет без всяких там согласований и консультаций финансировать этот проект?

Никаких вменяемых вариантов не видно и относительно того, по какой «справедливой цене» та же Россия станет поставлять газ Украине (тем более если та захочет и дальше обострять политические отношения с Москвой). Как и никто не указ тому же Узбекистану, по сколько брать за тысячу кубометров газа с Кыргызстана и Таджикистана (поскольку у этих республик других источников получения «голубого топлива» попросту нет).

А что делать, скажем, тому же Ирану - второму в мире по запасам природного газа, но практически его не экспортирующему из-за жестких международных санкций? Ведь в рамках газового форума уже обсуждался такой вариант, как сжижение иранского газа на специальном предприятии, расположенном в Катаре в районе Рас -Лаффан. Но все технологии там, между прочим, западноевропейские и американские, и под политическим давлением со стороны Вашингтона газ из Ирана в Катаре принимать просто не осмелятся.

В итоге сейчас складывается ситуация, при которой некая структура по консультациям, переговорам и обмену мнениями относительно газовых проблем уже создана (по крайней мере, официально это закреплено на бумаге). Однако ничего существенного и по - настояшему конкретного в наличии на мировых газовых рынках от этого объединения пока ожидать не приходится.

Самое же главное во всей этой истории - это то, что пока данная структура не приняла ни одного конкретного решения по тому или иному «газовому вопросу» в том, что касается цен на «голубое топливо» и планов его поставки на мировые рынки. А ведь как только до этой конкретики дойдет дело (причем можно предвидеть, что такие решения будут с известной долей «большой политики»), то тут же в ход будут предприняты ответные, не менее мощные меры влияния, которого и у США, и у единой Европы на большую часть стран-участников газового форума в наличии вполне достаточно.

dn.kz

Предыдущая статьяТашкент пойдет на Запад
Следующая статьяПравительство Кыргызстана приступило к восстановлению написания географических названий через дефис