Бакиев подписал закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызстане
12 января 2009, 14:58, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев подписал Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике».
Данный Закон принят по инициативе ряда депутатов Жогорку Кенеша КР и, в целом, представляет собой новую редакцию ныне действующего Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 1991 года с признанием последнего утратившим силу.
Принятый Закон состоит из 30 статей и предусматривает введение уточненной терминологии, а также положений, согласно которым: - создание религиозной организации возможно по инициативе не менее 200 граждан Кыргызской Республики, постоянно проживающих на территории республики (по действующему Закону - не менее 10 человек); - религиозные объединения образуются при наличии не менее 10 религиозных организаций (по действующему Закону нет количественного требования); - не допускается вовлечение детей в религиозные организации, запрещаются настойчивые действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм); - определен порядок учетной регистрации в государственном органе по делам религий религиозных организаций, миссий зарубежных организаций, миссионера, религиозных учебных заведений; - определены условия ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации; - запрещается распространение литературы, печатных, аудиовидеоматериалов религиозного характера в общественных местах (на улицах, бульварах), обход квартир, детских учреждений, школ и высших учебных заведений; - определен контроль за деятельностью религиозной организации; - Закон вступает в силу со дня официального опубликования и приведения в соответствие с новым Законом уставов и иных учредительных документов религиозных организаций.
Данный Закон получил поддержку со стороны ведущих религиозных конфессий страны - Духовного управления мусульман Кыргызстана, Русской православной церкви, которые в своих обращениях к главе государства высказались за его подписание. Большинство государственных органов республики также поддержали этот Закон.
Следует отметить, что в это же время в адрес Президента Кыргызской Республики поступило значительное количество обращений от имени верующих граждан с просьбой вернуть на доработку данный Закон, так как, по их мнению, отдельные его положения ущемляют их права на свободу вероисповедания. Посредством Интернета Европейский союз также выразил озабоченность относительно принятого Закона.
В этой связи государственными органами был проведен анализ наиболее спорных моментов Закона, проистекающих из обращения верующих, результаты которого показывают следующее:
По положению о наличии не менее 200 граждан для организации религиозной организации. В разных странах это число - разное и определяется исходя из местных условий. К примеру, в Чехии число учредителей для регистрации религиозной организации установлено в 300 человек, в Венгрии и Узбекистане - 100, в Польше - 15, в России и Казахстане - не менее 10 человек.
Понимание данной нормы Закона и заключительных положений Закона также показывает, что рассматриваемый Закон действует наперед и не имеет обратной силы, соответственно религиозные организации, зарегистрированные до вступления его в силу и имеющие меньшую численность, могут действовать в установленном порядке.
Требование по количеству 200 человек может быть применимо лишь к вновь создаваемым религиозным организациям.
При этом уставы и иные учредительные документы ныне действующих религиозных организаций до приведения в соответствие с данным Законом могут действовать в той части, которая не противоречит принятому Закону.
По запрещению распространения информации религиозного характера в определенных Законом местах.
Данная норма должна рассматриваться в совокупности с другой нормой, которой предусматривается порядок распространения такой информации в местах, принадлежащих религиозным организациям на правах собственности, а также в местах, выделяемых в установленном порядке для этих целей местными государственными администрациями.
Соответственно запрет предусматривается лишь для строго определенных 6 мест {в общественных местах (на улицах, бульварах), при обходе квартир, детских учреждений, школ и высших учебных заведений}.
В этой связи указанные нормы Закона взаимно дополняют друг друга и не могут рассматриваться как ограничение прав религиозных организаций и верующих, поскольку позволяют государству, где конституционно гарантируется многоконфессиальность, регламентировать порядок распространения информации различными конфессиями.
По запрещению прозелитизма.
В условиях Кыргызстана за последнее время определенную остроту стали приобретать вопросы, связанные с обострением межконфессиальных отношений по вопросам похорон граждан, поменявших вероисповедание, к примеру, из мусульман в баптисты. Согласно информации, озвученной на круглых столах отдельными экспертами, такие конфликты возникают на местах уже в течение последних 7 лет.
С учетом этого, положение Закона по прозелитизму предусматривает запрет: - на настойчивые действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие; - на незаконную деятельность миссионеров.
При этом ответственность за прозелитизм может наступить в случаях, предусмотренных законодательством, которым пределы такой ответственности еще предстоит определить.
Одновременно следует отметить, что понятие «настойчивые действия» можно понимать довольно широко и в этой связи видится целесообразным уточнение данного понятия.
Принимая во внимание порядок регулирования подобных вопросов в других государствах мира и, в целом, позитивную оценку, данную Закону, направленному на дальнейшее совершенствование регулирования религиозной деятельности в стране, Президент Кыргызской Республики подписал принятый Жогорку Кенешем Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике».
В то же время, учитывая обращения верующих граждан и возможность уточнения спорных, по мнению обратившихся, положений принятого Закона, глава государства поручил Правительству и компетентным органам Кыргызской Республики посредством создания комиссии с участием представителей различных конфессий рассмотреть поднимаемые авторами обращений вопросы, и, при необходимости, решать их в установленном порядке.