Central Asia Monitor: Взять быка за рога
12 января 2009, 14:22, CA-NEWS
CA-NEWS (KZ) - Что станет главным блюдом политической кухни в этом году, какими специями приправит его главный шеф-повар? - вопросы, которые наиболее часто задаются с наступлением нового политического сезона. Директор Группы оценки рисков политолог Досым Сатпаев попытался обозначить особенности казахстанской внутриполитической конъюнктуры-2009.
Политический макияж
-Какие тенденции во внутренней политике, на ваш взгляд, будут превалировать в течение наступившего года?
- Я думаю, что этот год, так же, как и минувший, будет подготовительным для председательства Казахстана в ОБСЕ. В этом году, как и в прошлом, властям Казахстана придется предпринять определенные меры, чтобы еще раз убедить международное сообщество в том, что сделанный им в свое время выбор был правильным. Если в прошлом году речь шла о двух политических событиях, в частности, это заявление президента о необходимости создания двухпартийного парламента, а также внесение поправок в законы о СМИ, о политических партиях, о выборах, то в нынешнем году эти процессы, в частности, связанные с созданием второй политической партии, которая должна стать спарринг - партнером "Нур Отана" в нижней палате, я думаю, активизируются. Сейчас очень многих будет интересовать вопрос, из чего станут лепить этого партийного напарника - с нуля или на основе объединения нескольких пропрезидентских партий. Но мне кажется, определенные движения в этом направлении в этом году все же произойдут, потому что к председательствованию в ОБСЕ Казахстан должен подойти не с однопартийным парламентом, а хотя бы с двухпартийным, что, конечно же, является только видимостью многопартийности, но все же. В целом, несмотря на подобные, так сказать, политические инициативы, нет оснований говорить о том, что в Казахстане будет серьезно меняться курс политического развития страны, который сейчас в большей степени идет в сторону консервации. Другими словами, мы будем наблюдать отсутствие серьезных политических изменений при определенных косметических шагах, которые будут делаться только для того, чтобы хоть как-то подкачивать существующую политическую систему.
- Но досрочные парламентские выборы, если учесть возможность отмеченной вами активизации властей по созданию спарринг - партнера для "Нур Отана", все же произойдут?
- Определенные основания для этого, конечно же, есть, тем более что очень уж быстро депутаты одобрили инициативу президента по поводу создания двухпартийного парламента. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы уже в этом году имелась законодательная основа для изменения состава нижней палаты парламента.
Карт-бланш для Карима Масимова
- Следует ли ожидать регулярно прогнозируемой смены кабинета Масимова? Насколько прочны позиции премьера и что способно выбить его из седла?
- Давайте все-таки исходить из того, что коней на переправе не меняют. Вряд ли глава государства сейчас решит менять премьера - именно при Кариме Масимове разрабатывалась программа антикризисных мер. Хотя, конечно, сама деятельность действующего премьера оценивается в большей степени пессимистично, так как не всегда оказываются эффективными и оперативными принимаемые меры по спасению казахстанской экономики. Даже, можно сказать, что правительство часто следовало в конце событий. Но в любом случае, другой альтернативы, по крайней мере, на данный момент, думаю, президент не видит. Конечно, можно было бы предположить, что у Карима Масимова есть конкуренты из числа тех же руководителей фонда "Самрук Казына", учитывая их профессиональный опыт и способность управления определенными экономическими направлениями, сферами. Но, еще раз повторюсь, вряд ли президент станет "менять коней на переправе", даже несмотря на то, что и у самого главы государства есть претензии к деятельности Масимова. Многие такую "усидчивость" премьера связывают с укреплением позиций группы Карима Масимова - Тимура Кулибаева, но я бы не стал абсолютизировать рост ее влияния, потому что, как показывает практика, для главы государства не играет абсолютно никакой роли значение и мощь той или иной группировки в его окружении. Постоянно делая ставку на поддержание внутриэлитного баланса, глава государства всегда найдет нужные политические моменты, нужное политическое время для того, чтобы всю группировку ослабить. Поэтому я не думаю, что нужно связывать сегодняшние позиции Карима Масимова на посту премьера только с тем, что его активно поддерживает Тимур Кулибаев. Если президент посчитает, что Масимов отработал себя как политический материал, то, конечно, избавится от него. Но еще раз повторю: учитывая то, что антикризисная программа была принята только в прошлом году, и кабинет Масимова принимал в ее разработке непосредственное участие, теперь президент будет требовать, чтобы те, кто разрабатывал ее, начали ее реализовывать. Я считаю, что, по крайней мере, в ближайшие три месяца у президента появится очень хорошая возможность либо обвинить правительство Масимова, и в первую очередь, его самого в том, что антикризисная программа не выполнена, либо же, наоборот, убедиться в том, что реализация программы идет нормально. Определенный временной карт-бланш президент Кариму Масимову еще дает.
В поиске "стрелочников"
- Следует ли понимать, что принцип "коней на переправе не меняют" скажется и на других потенциальных знаковых рокировках во власти?
- Нет. Не думаю, что данный принцип будет касаться всей политической элиты. Кадровые рокировки в любом случае будут - как на уровне министерств и отдельных государственных структур, так, возможно, и на уровне регионов. Это часть особенности политической системы Казахстана, при которой глава государства не поддерживает слишком долгое сидение тех или иных людей на конкретных позициях. Кадровая карусель просто является частью функционирования политической системы с точки зрения сохранения ее стабильности, хотя не всегда сказывается на ее работоспособности. Поэтому я думаю, что и в самом правительстве возможны изменения. Насколько я понимаю, исходя из заявлений наших чиновников и представителей бизнеса, этот год, может быть, будет даже более тяжелым, чем ушедший. Идет серьезное давление на экономику Казахстана как изнутри, так и извне - в связи с низкими ценами на нефть, что не может не вызывать обеспокоенности у премьера и даже, судя по последним выступлениям главы государства, у президента. В таких условиях, как это обычно и бывает, наши чиновники активно начинают искать "стрелочников" и всеми силами стараются не попасть в черный список тех, на кого эту стрелку можно перевести. Так что экономическая ситуация напрямую будет отражаться на кадровых рокировках. "Стрелочников" будут находить, их будут убирать, заменять другими. Все как всегда. Но главное, чтобы была эффективность от подобных перестановок, а не имитация бурной деятельности через кадровые перестановки.
- Продолжится ли "отстрел" чиновников высшего ранга, наблюдавшийся в течение прошедшего года?
- Я бы не стал этого исключать. Дело Жаксыбека Кулекеева, к сожалению, является подтверждением существования очень порочной системы функционирования и взаимодействия внутри государственного аппарата, который очень часто напоминает поле битвы между различными группировками, ставящими во главу угла не государственные интересы, а интересы конкретных лиц и конкретных финансово-промышленных групп. И это очень печально, поскольку теряется доверие к такому государственному аппарату не только со стороны населения, но и со стороны самих бюрократов, особенно тех, кто является "рабочими лошадками", исполнителями, которые никогда не шли против политики главы государства и всегда демонстрировали свою лояльность, но волею судьбы оказывались пешками в чужой игре. Снижение лояльности определенной части бюрократического аппарата к верховной власти я лично считаю очень опасным и тревожным знаком, потому что в случае чего правящая элита все-таки должна опираться именно на бюрократию. Конечно, есть еще население, но не мне вам говорить, что в этом вопросе у нас большие проблемы. Мы попали в некий порочный круг. Неэффективность бюрократического аппарата приводит к снижению доверия со стороны населения, а снижение доверия населения - к тому, что государственный аппарат становится еще более неэффективным. Так что дело Жаксыбека Кулекеева навряд ли является исключением. Появление аналогичных дел вполне возможно. Хотя хотелось бы другого. Параллельно с выходом из кризисной фазы неплохо было бы понять, что необходимы обновление и модернизация самого государственно-управленческого аппарата, о чем уже говорится несколько лет подряд. Кризис дает очень хорошую возможность провести ребрендинг и перезагрузку существующего госаппарата, чтобы избавиться от его неэффективных сторон и усилить более-менее нормальные стороны его функционирования.