А.Куртов: России нужно иметь контакты и с властью, и с оппозиционными силами в Кыргызстане
3 февраля 2009, 21:39, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - «Союзники всегда стоят дорого»
ИА «Росбалт», Россия 2009-02-03 Дмитрий Пановкин
По приглашению президента России Дмитрия Медведева во вторник в Москву с однодневным рабочим визитом прибывает глава Киргизии Курманбек Бакиев. О том, какие взаимные интересы есть у не имеющих общих границ России и Киргизии, в интервью «Росбалту» рассказал аналитик Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аджар Куртов.
- Как можно охарактеризовать ситуацию с развитием российско-киргизских отношений?
- С Россией у Киргизии отношения выстраивались относительно неплохие. Долгое время руководителем республики был Аскар Акаев, который старался не конфликтовать с Москвой. Да и особо конфликтовать было не из-за чего. Киргизия - одно из самых небольших и бедных государств на пространстве СНГ. Отношения с Россией, равно как и с другими государствами, эта страна выстраивает с учетом данного фактора. Серьезных экономических контактов между Россией и Киргизией не существует, общей границы нет.
Хотя зачастую бедность этой республики играет не самую лучшую роль в формировании ее политики. Например, Киргизия - единственное центральноазиатское государство - член ВТО. В 1997 году киргизское руководство сочло возможным игнорировать обязательства, принятые в рамках Таможенного союза, который был сформирован в СНГ в 1995 году, и с легкостью вступило в ВТО. Но из-за малой величины в общих объемах внешней торговли особых претензий со стороны других государств СНГ к Киргизии не было предъявлено.
Между тем, аграрная продукция, которой славилась республика, - например, яблоки, продукты животноводства, - не смогла попасть на внешние рынки. Этому мешал, в частности, Казахстан, проводя свою протекционистскую линию, не пропуская через свою территорию киргизские товары по льготному режиму в Россию.
Кроме того, в 1990-х годах значительная часть русскоязычного населения, прежде всего, квалифицированные кадры, покинули республику. Промышленные предприятия прекращали работу. Киргизы переориентировались на торговлю китайским ширпотребом - как у себя в республике, так и в ближайших государствах Центральной Азии.
- Неужели у России и Киргизии нет никаких совместных экономических проектов?
- Почему же, есть ряд перспективных проектов. В частности, российские инвесторы рассматривают возможность вложения средств в гидроэнергетические ресурсы Киргизии. На реках этой республики и в советское время были построены крупные электростанции, такие как Токтогульская ГЭС. В перспективе на реке Нарын можно построить несколько электростанций. Но реализация этих проектов продвигается с трудом. Связано это с тем, что между двумя странами нет общей границы, - встает вопрос, как и куда сбывать получаемую энергию. Много тысяч километров ЛЭП трудно проложить по горной местности, это многократно удорожает проект. Из близких рынков сбыта - Китай, Афганистан. Но Китай предпочитает самостоятельно строить электростанции, а Афганистан - не та страна, которая может расплачиваться звонкой монетой.
Существует интерес к разработке полезных ископаемых. В Киргизии есть месторождения золота, ряда других металлов, урана. Однако и здесь - свои трудности. Существующие месторождения в значительной степени были «выбраны» еще в советское время. Кроме того, требуются существенные вложения в экологическую безопасность.
Есть несколько промышленных предприятий, которые представляют интерес для России. В частности, киргизская сторона постоянно касается вопроса о предприятиях ВПК, производивших в советское время торпеды.
К сожалению, это не говорит о том, что между двумя странами в экономическом плане может быть налажено какое-то особенно эффективное сотрудничество.
- В условиях мирового экономического кризиса нет больших надежд на приход в республику каких-либо инвестиций. Но ведь можно торговать своим выгодным географическим положением?
- Очень часто встает вопрос о нахождении на киргизской территории базы ОДКБ в Канте и базы США в столичном аэропорту Манас. Это, особенно, американская база, является предметом дискуссий. Причем, часто представляют так, что Россия в обмен на согласие киргизского руководства выпроводить американцев может предложить Киргизии крупные инвестиции.
Эта позиция неправильная. Мне кажется, в том, чтобы американцы покинули киргизскую территорию, прежде всего, заинтересованы центральноазиатские государства. Практика показывает, что присутствие американцев на тех или иных территориях является раздражающим фактором, способствующим инициированию различного рода внутренних кризисов.
На региональных межгосударственных совещаниях ставился вопрос об американской базе. В частности, в 2005 году в рамках ШОС было принято решение предложить властям центральноазиатских республик, прежде всего, Киргизии, определиться со сроком пребывания на их территории американских военных подразделений. Но в Бишкеке этого не сделали. Тривиальный торг продолжается. От Москвы хотят кредитов. Понятно, что именно Россия является ведущей экономической державой в СНГ, которая может помочь стабилизировать положение и Киргизии, и Таджикистана, и Узбекистана, и на многих других территориях.
- Может быть, все-таки стоит списать долги при условии, что база в Манасе будет ликвидирована?
- Слухи о том, что Россия якобы может списать $180 млн, появились не вчера. Но это же не первое «прощение». Это уже много раз было. Киргизия весь постсоветский период живет в долг, получает деньги и от России, и от Китая, и от МВФ, и от банков исламских государств. Но стать на собственные крепкие ноги за все годы Киргизия так и не смогла.
Киргизские власти могут еще раз попросить Россию простить долг маленькой стране, расположенной далеко в горах Центральной Азии. А надо ли России еще раз выдавать кредиты, раскрывать свою казну? Это ведь на десятилетия. Возврата ждать очень долго. За такой период многое может случиться и, скорее всего, случится, учитывая внутреннюю политическую борьбу в Киргизии.
В перспективе - выборы нового президента. Возможно, Курманбек Бакиев не будет на них баллотироваться. У него возникли серьезные проблемы со здоровьем: в прошлом году он был вынужден лечиться за границей. Это вызывает активизацию оппозиции, клановую борьбу, причем, внутри клана самого Бакиева. Российский фактор, получение преференций от России пытаются использовать во внутриполитической борьбе как сторонники действующего президента, так и его противники.
- Нужно ли встревать в эти дрязги? Будет ли России от Киргизии какая-то польза?
- В отношении того, влезать или не влезать во внутриполитические «разборки»: можно влезать по-разному. Можно поддерживать одну из сторон, проводить линию на свержение действующих властей, на цветные революции, а можно действовать более гибко. Поскольку нельзя однозначно предугадать расклад будущих событий, России нужно иметь контакты и с официальной властью, и с различными оппозиционными силами. Чем обширнее и устойчивее связи с различными политическими силами, тем больше страховка от политических рисков. Киргизы, кстати, в основной массе неплохо относятся к России. Этот фактор также нужно использовать лучше, чем это сейчас делается в Кремле.
Ну а нужна нам Киргизия или нет - этот вопрос нужно рассматривать с точки зрения того, что Россия претендует на больший статус, чем просто ведущего регионального государства. У мировой державы должны быть союзники. А союзники всегда стоят дорого. Конечно, хотелось бы видеть у наших партнеров по СНГ какую-то более принципиальную позицию, а не просто обещания действовать «правильным» образом в обмен на прощение долгов. Хотелось бы, чтобы наши союзнические отношения строились не на принципах тривиального торга, а на общих интересах, которые должны доводиться до сведения не только политических элит, но и широких слоев населения.