CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

dw-world.de

Спецслужбы Узбекистана вербуют доносчиков в махаллях ? | Deutsche Welle

20 марта 2009

Спецслужбы Узбекистана вербуют доносчиков в махаллях ?

19.03.2009, Deutsche Welle

Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Говоря о традиционном укладе жизни узбеков, нельзя не упомянуть махаллю. Но узбекистанские спецслужбы все чаще используют органы местного самоуправления в махаллях в качестве "глаз и ушей", считает Дмитрий Аляев.

Deutsche Welle: Что представляют собой "махалли" и "махаллинские комитеты"? Какова их роль?

Дмитрий Аляев: По сути, махалля - это район, например, несколько десятков дворов. Все махаллинцы - соседи. А махаллинские комитеты - это выборные органы самоуправления, куда избираются наиболее уважаемые жители, как правило, старики. Приведу излюбленное выражение Ислама Каримова, в котором говорится, что культура махалли имеет прочное место в традициях и менталитете узбеков. Махаллинские комитеты следят за порядком в районе, улаживают ссоры соседей и даже родственников, "наставляют на путь истинный" хулиганов, пьяниц или наркоманов. При этом действия махаллинских комитетов пользуются полной поддержкой большинства жителей общины.

Кроме того, комитеты помогают и материально тем, кто нуждается в помощи. Они собирают деньги, на различные нужды общины. Например, если у кого-то свадьба или поминки, то столы и всю посуду можно получить во временное пользование из общественного склада. Из бюджета махалли выделяются средства, и на развитие инфраструктуры, например, на то, чтобы заасфальтировать улицу.

- Так ведь это же хорошо, когда существует взаимовыручка, действуют принципы добрососедства?

- Не совсем. Время же не стоит на месте. Нужна ли сегодня такая опека, которая была необходима в начале 20 века? Нравы становятся более свободными. Очень многие молодые люди уже не согласны с теми архаичными нормами, которые их заставляют соблюдать. Другие, наоборот, желают жить, придерживаясь религиозных принципов. И тем, и другим махалля сегодня мешает, тем более, что махаллиснкие комитеты стали вторгаться в личную жизнь людей почти официально.

- Что Вы имеете в виду? Как это происходит?

- После обретения страной независимости, и после того, как многим стало ясно, что Ислам Каримов фактически сосредоточил всю власть в стране в своих руках, некоторые посчитали, что теперь наступит конец и махаллинскому самоуправлению. Но этого не произошло. Махаллинские комитеты стали "работать" на Каримова. После ташкентских взрывов в 1999 году и последовавшим за ними "закручиванием гаек", на махаллинские комитеты были возложены функции неофициальных информаторов, осведомителей государства: следить за происходящим в махалле, писать доносы и так далее.

Например, члены махаллинских комитетов стали особенно тщательно наблюдать за верующими людьми, ходят ли они в мечеть, когда и куда именно, с кем общаются и так далее. Все эти данные потом передавались в милицию. Официально никто об этом не говорит, но в частных беседах члены махаллинских комитетов нет-нет, да и намекают, что они связаны с милицией и службой национальной безопасности.

- О каких именно полицейских обязанностях, возложенных на махаллинские комитеты Вы говорите?

- Во-первых, слежка за гражданами. Во-вторых, обыкновенные "карательные" функции. Дело в том, что махаллинские комитеты имеют право не только провести профилактическую беседу с тем или иным жильцом, но и вообще поставить вопрос о его выселении из района. Например, по закону в психиатрическую лечебницу на принудительное лечение можно определить человека, как с согласия его родных, так и по заявлениям соседей, а представителями этих соседей, обычно бывают именно махаллинские комитеты. А уже в психиатрической лечебнице проходит суд, который и закрепляет "законность" принудительного лечения. Именно так, кстати, и произошло с узбекской правозащитницей Еленой Урлаевой, которая была помещена в психиатрическую больницу.

Кстати, давление махаллинских комитетов ощущают на себе, в основном, узбеки. Некоренное население сталкивается с этим в меньшей степени. Под пристальным вниманием комитетов находятся и журналисты.

Беседовала: Наталья Позднякова

Редактор: Ольга Сосницкая

dw-world.de

Предыдущая статьяНавруз в Германии: иранцы встречают свой новый год |Deutsche Welle
Следующая статьяПрезидентские выборы в Киргизии должны состояться в этом году | Deutsche Welle