Перейти на «ты»?
09.07.2009 г. , Новая газета
Аркадий Дубнов обозреватель «Время новостей», специально для «Новой» - Казахстан»»
В Акорде нелишне будет узнать про то, что отказа от человеческих ценностей и каких-либо разменов в пользу специфики «особого пути» Казахстана со стороны администрации Обамы ожидать не стоит
Это с Обамой не получится ни у Кремля, ни у Акорды
Эта заметка о том, чего я в этот раз не видел, но только слышал. Про визит Барака Обамы в Москву. Не видел потому, что идти в Кремль на пресс-конференцию Обамы и Медведева было незачем, ее можно было посмотреть по телевизору, причем в прямом эфире. А вот узнать, что было на второй день визита американского президента, 7 июля, можно было только от непосредственных участников встречи с ним. Я имею в виду лидеров российской оппозиции. Поэтому очень рекомендую прочесть или послушать запись программы «В круге света» на «Эхе Москвы», где Гарри Каспаров, Владимир Рыжков и Елена Лукьянова делятся своими впечатлениями от общения с 44-м президентом США.
Мне кажется это чрезвычайно важным - понять, как общались и о чем говорили люди одного поколения, того самого, которому предстоит рулить миром в ближайшие десятилетия. Причем и в таких странах, как Казахстан, где вроде бы даже умные с виду люди продолжают твердить, что альтернативы нынешнему лидеру страны просто не существует.
Дай бог, конечно, здоровья Нурсултану Абишевичу, как раз отметившему в день приезда в Москву Обамы свое 69-летие, а еще двумя неделями назад и 20-летие прихода к власти, ведь именно последнее обстоятельство напомнило о себе, когда я слушал начало рассказа на «Эхе». Это когда Владимир Рыжков со смехом рассказал, как, уже прощаясь, Обама заметил в сторону Гарри Каспарова: «Очень приятно иметь дело с человеком, который столько лет был первым в мире». На что экс-чемпион мира по шахматам без ложной скромности уточнил: «20 лет». А Барак Обама, как будто зная, о чем говорит, заметил: «Это срок».
Кто знает, не придется ли в обозримом будущем Обаме познакомиться и с Назарбаевым... Было бы любопытно представить, какую политкорректную формулировку найдет молодой американский президент, чтобы «восхититься» 20-ю назарбаевскими годами у власти. Но почему-то кажется, что Барак Обама поостережется делать это впрямую, не рискуя быть использованным казахстанскими политтехнологами во славу своего патрона.
На встрече с американским президентом в отеле «Ритц Карлтон», что у самого Кремля, присутствовали 9 политиков, представлявших оппозицию. Могло быть и больше, но отказался бывший лидер СПС Никита Белых, сославшись на то, что сегодня он представляет уже номенклатуру, будучи губернатором Кировской области. Был приглашен и Сергей Миронов, но не в качестве спикера Совета Федерации, а как лидер левоцентристской «Справедливой России». Однако «третье лицо»(по Конституции) в государстве не осмелилось появиться в составе оппозиционной тусовки, вместо него «справороссов» представляли Елена Мизулина и молодой, как утверждают, даже харизматичный Илья Пономарев. Были еще «правые» Борис Немцов и Леонид Гозман, а также лидер «Яблока» Сергей Митрохин. Ну и, конечно, главный российский коммунист Геннадий Андреевич Зюганов.
Между прочим, его соратница по партии, потомственный юрист (дочь бывшего председателя ВС СССР Анатолия Лукьянова), а ныне один из адвокатов Михаила Ходорковского Елена Лукьянова с восхищением - «во, какая риторика пошла» - рассказывала, как тов. Зюганов заявил г-ну Обаме, что нельзя допускать антиамериканизма в России. «Вот что значит обаяние личности!», - заметила на это ведущая Света Сорокина...
Я не собираюсь своими словами пересказывать впечатления от Обамы, все это можно прочесть, просто хочу выделить главное. Или то, что показалось мне главным со слов оппозиционеров.
Первое. Президент США дал понять, что не собирается, как это делали его предшественники, «заглядывать в глаза» хозяевам Кремля, переходить с ними запросто на «ты», а будет стремиться выстраивать отношения не только на уровне политиков, но и между народами.
Второе. Обама четко выразил мысль, что не собирается разменивать основные ценности Запада на сиюминутные выгоды отношений с партнерами, в том числе с Россией. По словам Рыжкова, Обама, в частности, заявил, что «верит в эти ценности, верит в то, что демократические страны более безопасны, чем авторитарные, верит в то, что у людей должны быть права», и что «развитие демократии - единственный способ построить процветающую страну».
Третье, впрочем, как следствие второго. Президент США еще раз повторил то, что сказал вслух на пресс-конференции в Кремле, - об уважении независимости и территориальной целостности Грузии и о нерушимости ее границ. О возможности вступления Грузии и Украины в НАТО Обама высказался так же определенно - это путь длинный, но это решать самим народам этих стран.
Этот, пожалуй, самый нервный пункт взаимоотношений Москвы и Вашингтона, очевидно, был предметом оживленной дискуссии и в ходе встречи Обамы с Путиным во время самоварного чаепития в Ново-Огарево. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сообщил, что Путин «обрисовал американскому президенту отношения с Грузией и Украиной, отметив, насколько важны для России бывшие советские республики, и добавил, что Обама обещал принять во внимание соображения Москвы».
Тем не менее это не помешало Бараку Обаме уже через несколько часов в выступлении перед студентами Российской экономической школы заявить, что «Грузия и Украина должны иметь право обеспечить безопасность своих границ и проводить собственную внешнюю политику». Он также сказал, что Киев и Тбилиси «должны иметь возможность предпринимать шаги для получения возможности вступления в НАТО, если они так решат, и что НАТО стремится к сотрудничеству с Россией, а не к конфронтации с ней».
В этой же речи он дал понять, что уже никогда не будет возможным построение того, что было в середине прошлого века, когда Сталин, Черчилль и Рузвельт могли встретиться между собой и за один день решить судьбу мира.
Это утешает.
Сегодня, когда Барак Обама после окончания саммита «Большой восьмерки» отправится с визитом в Африку, главный американский дипломат в его окружении, в отсутствие сломавшей руку Хиллари Клинтон - ее первый заместитель Уильям Бернс, прибудет с двухдневным визитом в Астану.
На встрече с президентом Назарбаевым он, в частности, обсудит предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. В Акорде нелишне будет узнать про то, что отказа от человеческих ценностей и каких-либо разменов в пользу специфики «особого пути» Казахстана со стороны администрации Обамы ожидать не стоит.