28 сентября 2009 г. (10:31), Независимая Уральская газета
Сентябрьские плоды независимости
Завершение сентября это не только конец квартала и подведение итогов лета. Это возможность подвести первую черту под деятельностью за весь год, более ценная тем, что есть время кое-что подправить.
Для большинства партнеров России по СНГ и ОДКБ этот месяц становится рубежом ,отметившим провозглашение независимости. Помпезное празднование этого события не умерил даже мировой кризис. Более всего, как и стоило ожидать, отличились среднеазиатские республики. «Мустакиллик» тюркское производное от арабского слова «независимый» изрядно набило оскомину даже местным патриотам. Резкое падение уровня жизни, вплоть до голода среди широких слоев населения, отсутствие многих товаров первой необходимости, рост опасных заболеваний, снижение производства ниже критической отметки, притеснение русскоязычного населения и многочисленные нарушения прав человека в целом - вот характерные признаки в большей или меньшей мере присущие современным молодым азиатским суверенитетам. В меньшей мере эти признаки молодых азиатских суверенитетов относятся к Туркменистану, в силу наличия больших запасов газа и нефти, а также врожденного умения держать баланс между окружающими народами и внутри национального сообщества, соблюдая интересы всех социальных и этнических групп. На другом полюсе благополучия находится некогда братский Узбекистан, откуда еще с перестроечных времен пошла гулять волна первобытной ксенофобии в виде массовых зверских убийств турков-месхетинцев. Правитель этой азиатской, с позволения сказать, республики, Ислам Каримов провозгласил своим идеалом хромого Тимура, уничтожившего по разным оценкам свыше 17 000 000 человек. Визитной карточкой этого изверга были пирамиды из отрубленных голов. Ныне памятник Тимуру красуется в центральном сквере Ташкента, развернутый по приказанию Каримова на север, дабы саблей грозить и напоминать кое о чем соседу. Впрочем, северный сосед не страшен Каримову, поскольку сам он научился у хромого предшественника одной главной политической мудрости: сталкивать лбом главных врагов и пожинать плоды. Уже двадцать лет узбекам не давал покоя афганский вопрос, на каждой сессии ООН, Каримов с упорством Катона Старшего призывал уничтожить Афганистан под предлогом прикрытия наркотраффика. И если раньше надуманные предлоги использовались для защиты нефтеносных иракских жил Америки, то позже талибы, приютившие Бен Ладена, оказались удобной мишенью для Северного альянса. И хотя позже оказалось, что под эгидой НАТО наркоторговцы стали в Афганистане чувствовать себя гораздо комфортнее чем при талибах, которые по шариату просто расстреливали их.
Сегодня в США появилась идея «позвать Россию на войну» в Афганистан, задействовав армейский и геополитический потенциал для решения своих проблем. Заодно можно решить многие проблемы согласно доктрине Трумэна. Вот что заявил газете The Washington Times старший научный сотрудник Потомакского института политических исследований Дэниел Гэллингтон. По его мнению, это позволило бы «раз и навсегда» покончить с боевиками.
В статье, озаглавленной «Позвать Россию на войну», автор, в частности, пишет, что такое предложение, «если его правильно подать», может оказаться для России «привлекательным».
«Борьба в Афганистане представляет столь же серьезную угрозу для России, как для США, так и для НАТО с Европой. Поэтому следует агрессивно добиваться активного партнерства (России) в войне против этой угрозы.
Увы, учения времен холодной войны гораздо живучее, чем хотелось бы нашим лидерам, повсеместно провозглашающим об общих с Америкой ценностях. Кстати, вот что думает об общих ценностях и России вице-премьер США Джозеф Байден: «У них уменьшается население, у них ослабевает экономика, их банковский сектор вряд ли переживет ближайшие 15 лет, они находятся в ситуации, когда мир меняется и уходит вперед, в то время как они пытаются цепляться за что-то в прошлом, что уже утратило силу».
Не надо думать, что наши союзники по СНГ станут на защиту интересов России, тому пример Киргизия и ее удачный торг насчет военной базы в Манасе.
Степан Базилюк