Eurasianet: Блеф и надежды Туркменистана
13 октября 2009, 09:27 CA-NEWS
CA-NEWS (TM) - Туркменистан оказался непостоянным энергетическим партнером по экспорту для всех иностранных компаний, которые пытаются вести там бизнес.
//Блеф и надежды Туркменистана//
Eurasianet 10/10/09 Регис Генте
Всё же недавнее заявление представителя Кремля о том, что Россия возобновит импорт туркменского природного газа в конце октября, подтверждает, что «надежда умирает последней», когда дело доходит до вопроса Ашхабата и энергии.
Экспорт туркменского газа в Россию прекратился в апреле после взрыва трубопровода. С тех пор обе стороны спорят об экспортной цене газа. 7 октября пресс-секретарь российского президента Дмитрия Медведева Наталья Тимакова объявила о достижении политического соглашения о возобновлении поставок газа. Впоследствии туркменский эксперт подтвердил желание Ашгабата возобновить экспорт к концу октября. Из этих выражений оптимизма отсутствовала только одна вещь: контролируемый Кремлем конгломерат «Газпром» и туркменское правительство всё еще не договорились о цене. Как признала Тимакова, «Газпром» всё еще работает над «техническими деталями».
Отсутствие соглашения о цене вынуждает многих региональных наблюдателей придерживаться мнения: «Мы поверим в это, когда увидим собственными глазами».
«Я думаю, что Наталья Тимакова слишком оптимистична. Её заявление было сделано, поскольку она хочет представить своего босса как эффективного политика. Проблемы между «Газпромом» и Туркменистаном еще не решены, и им предстоят существенные споры относительно цены за туркменский газ», - сказал редактор информационного бюллетеня «RusEnergy» Игорь Ивахненко.
Хотя, казалось бы, для соединения ценового разрыва остается много работы, обе стороны нуждаются в возобновлении экспорта, полагают эксперты. Возможно, что самым большим препятствием для ценового соглашения остается мышление туркменского руководства. Хотя экспорт энергии играет главную роль в правительственных доходах, Ашгабат, кажется, неохотно приспосабливает свои доходы к конъюнктуре после мирового финансового кризиса. За последний год цены на газ на мировых рынках снизились. Однако туркменские чиновники продолжают стремиться к верхушке доллара. Тем временем «Газпром» пытается изменить соглашение с Ашгабатом о фиксированной цене, которое обязывает российскую компанию платить «европейскую» цену за туркменский газ. В настоящее время российская компания не в состоянии продолжать платить за туркменский газ первоначальную цену.
Теперь похоже, что «Газпром» предпочитает базировать покупную цену по «плавающему тарифу», как определено фиксированной ценовой формулой. Однако Ашгабат, похоже, требует фиксированной платы.
«Для туркменов нелегкая задача - основывать свой доход по формуле для вычисления цены. Для этого требуются высококвалифицированные специалисты, которые каждый день будут внимательно следить за ростом и падением рынка. Это очень скрупулезная работа, и я не уверен, что в моей стране есть люди с подобными навыками», - объясняет туркменский экономист Аннадурды Хаджиев, живущий в изгнании в Болгарии.
Помимо вопроса о закупочной цене, в недавних заявлениях не было упомянуто об объеме экспорта. Некоторые эксперты полагают, что теперь Россия хочет импортировать лишь до 30 млрд. кубометров газа ежегодно, тогда как согласно старому соглашению «Газпром» ежегодно покупал 90 млрд. кубометров. Если обе стороны договорятся о фиксированной цене, Ивахненко полагает, что Россия может захотеть платить от 180 до 200 долларов США за тысячу кубометров газа, тогда как Туркменистан будет стремиться к цене в 250-270 долларов США за тысячу кубометров. Для того чтобы придти к согласию - это большая разница.
А пока московские чиновники, похоже, готовы ждать, если потребуется. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов намекнул, что он желает импортировать значительный объем газа через экспортные маршруты, находящиеся под контролем США и ЕС. Но некоторые эксперты предполагают, что Бердымухамедов просто блефует.
«Москва знает, что в отсутствие статуса Каспийского моря туркмены не смогут продавать газ Западу через Кавказ (т.е. через планируемый трубопровод «Набукко»), - сказал Хаджиев. «А вопрос о статусе Каспия еще не решен».