Синдром "выключателя"
18 Ноября 2009, Echo
Угроза остановить Сангтудинскую ГЭС может обойтись Москве куда дороже, чем Таджикистану
Т.АНСАРИ
Таджикистану, чьим главным экономическим козырем многие считают гидроэнергетический потенциал, в ближайшее время может угрожать опасность "энергетического кризиса". Сангтудинская ГЭС-1 в Таджикистане предупредила официальный Душанбе о возможной остановке станции из-за долгов потребителей. Так во всяком случае следует из письма гендиректора ГЭС в адрес таджикского премьера Акила Акилова, передает Reuters. "Если не будет погашена задолженность перед Сангтудинской ГЭС-1, руководство станции будет вынуждено пойти на крайние меры и полностью прекратить производство электроэнергии", - цитирует Reuters письмо гендиректора ГЭС.
В письме говорится, что к концу ноября задолженность потребителей превысит 42 миллиона сомони (9,7 млн. долларов), а у предприятия нет средств и на плановый ремонт всех четырех агрегатов, последний из которых с большим опозданием был запущен в конце июля.
Но самое примечательное состоит в том, что этот самый последний агрегат достроили и запустили к визиту президента России. Сангтудинская ГЭС-1 мощностью 670 мегаватт в 160 километрах к юго- востоку от Душанбе была достроена российскими компаниями во главе с "ИнтерРАО", которой принадлежит 2,2% акций. Правительству России принадлежит 66,4% акций, Федеральной сетевой компании (ФСК) - 14,9%, а правительству Таджикистана - 16,45%.
Не повезло ей, честно говоря, с самого начала - строительство станции стоимостью 720 млн. долларов сопровождалось финансовыми конфликтами и забастовками энергетиков и строителей, требовавших выплаты зарплаты. Тем не менее в конце июля 2009 года президенты России и Таджикистана Дмитирий Медведев и Эмомали Рахмон торжественно запустили Сангтудинскую ГЭС. Что, понятное дело, должно было символизировать решение всех проблем, настрой на сотрудничество и т.д.
Как повлияет на двусторонние отношения такой вот meltdown, можно догадаться. В особенности если вспомнить, что в последнее время во взаимоотношениях двух стран проблем более чем хватает. К тому же еще в октябре власти беднейшей страны Центральной Азии выразили недовольство реализацией энергетических проектов с участием России. В самом деле, Таджикистан, получающий почти всю электроэнергию на гидроэлектростанциях, производит около 16 млрд. киловатт-часов в год. Сангтуда-1 вырабатывает около 2,7 млрд. киловатт-часов в год. Ежегодный дефицит электроэнергии в стране составляет около 4 млрд. киловатт-часов.
Плюс ко всему "Независимая газета" напоминает и о другом. По словам председателя ОАХК "Барки Тоджик" ("Энергия Таджикистана") Саната Рахимова, вопросы, связанные с долгами, будут решаться постепенно. "Невозможно за три месяца решить проблему долга, который образовался в течение двух лет", - заявил он журналистам. По его словам, с конца 2008 года ситуация для компании сложилась тяжелая - маловодье привело к снижению выработки электроэнергии. "По возможности Госэнергокомпания рассчитается с ОАО Сангтудинской ГЭС-1", - сказал Рахимов и подчеркнул, что решение об остановке ГЭС могут принять только министры энергетики Таджикистана и России. "Сангтудинская ГЭС-1 - это совместный таджикско-российский проект, 75% акций объекта принадлежит РФ, оставшиеся 25% составляет доля Таджикистана. Другими словами, один из четырех агрегатов Сангтуды-1 принадлежит Таджикистану", - заметил чиновник. Проще говоря, так ли уж безупречен с точки зрения международного права российский контроль над "рубильником" - вопрос открытый. Тем более что угроза остановить ГЭС напоминает и попытку наказать Душанбе за излишнюю самостоятельность. По данным той же "НГ", "примечательно, что заявление об остановке Сангтудинской ГЭС-1 последовало сразу вслед за прошедшим в Душанбе китайско-таджикским бизнес-форумом, на котором Поднебесная получила предложения поучаствовать в 10 проектах в сфере гидроэнергетики, строительстве дорог и в добыче полезных ископаемых. В свою очередь, Душанбе рассчитывает на получение инвестиций примерно в 3 млрд. долл." Приводит гаета и мнение заведующего отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрея Грозина: дескать, "руководство Таджикистана активно выставляет себя на геополитические и геоэкономические торги", а "Китай вытесняет Россию из Таджикистана. Это наглядно показал не столько форум, который состоялся в Душанбе, а те цифровые показатели таджикско-китайского сотрудничества, которые демонстрируются на официальном уровне. Их использует Душанбе, пытаясь как-то надавить на Россию. Но и Россия предпочитает разговаривать с позиции силы - пример с Сангтудой весьма показателен," - считает эксперт. -
Только вот такой разговор с позиции силы может обойтись самой Москве куда дороже, чем это представляется многим. "Выбить долги" из Душанбе, быть может, и удастся, только вот вряд ли таким образом Россия улучшила шансы получить в свое монопольное распоряжение другой советский "долгострой" - Рогунскую ГЭС. Не говоря о том, что meltdown made in Russia случился в Таджикистане как раз в те дни, когда Москва старательно убеждала европейцев: в перебоях с газом прошлой зимой виноват кто угодно, но не она. И оказался слишком серьезным доказательством, что любая поставка энергоносителей от России, будь то газ, нефть или электроэнергия, всегда чревата тем, что в решающую минуту эти поставки могут быть "срезаны".