«Дело?»: Кыргызстан живет слухами:
23.08.10 13:56, Zamandash press
... Говорят, что сын Розы Отунбаевой подгребает под себя бизнес, раньше принадлежавший Максиму Бакиеву:
А сын Бекназарова делает то же самое ....
Эти и другие слухи комментирует вице-премьер-министр Азимбек Бекназаров.
Это интервью пришлось делать в несколько этапов. Дел у Азимбека Анаркуловича невпроворот. Но и у журналистов вопросов поднакопилось:
- Азимбек Анаркулович, почему вы решили остаться в правительстве, а не идти на выборы?
- По разным причинам. Но прежде всего нужно довести до логического завершения все уголовные дела, начатые после революции. Их около четырех тысяч. Почти все они близятся к завершению, а я должен их проконтролировать.
- Ваша идея о лишении Аскара Акаева неприкосновенности завершилась положительным для вас результатом. Теперь будете требовать у России экстрадиции Акаева?
- Это уже решать следователям.
- А есть ли основания для лишения экс-президента Акаева неприкосновенности? Ведь при Бакиеве ваши попытки доказать его вину потерпели фиаско.
- Основания, безусловно, есть. После 2005 года против Акаева было возбуждено несколько уголовных дел. Расследование некоторых из них - например по аксыйским событиям - уже закончено. Но привлечь Акаева к ответственности мы тогда не смогли, поскольку сохранялась его неприкосновенность. А потом меня уволили с должности генерального прокурора, и вопрос об ответственности Акаева остался открытым.
Акаев виноват во многом. Все те объекты, которые мы сейчас национализируем, были приватизированы еще при Акаеве. Бакиев потом это все просто рейдерски отобрал. Акаев же положил основу и семейному правлению в Кыргызстане. Он пять раз проводил референдум и присваивал себе власть. А Бакиев потом воспользовался акаевскими заготовками.
- А почему нанятый вами американский адквокат Либерман так и не нашел деньги Акаева?
- Почему не нашел? Он работал и уже начал находить эти средства. Но наши власти отказались от его услуг. Когда меня уволили, генпрокурором стал Камбаралы Конгантиев. И он не стал сотрудничать с Либерманом. Насколько я знаю, два уголовных дела, связанных с американской авиабазой "Ганси", Либерман передал потом в ЦРУ. Они до сих пор продолжают расследование.
- На сколько пополнился госбюджет после 7 апреля за счет изъятия бакиевских денег?
- Точно я это оценить не могу. Мы сдали наличными в Министерство финансов около 20 миллионов долларов - деньги из Фонда развития. Но деньги изымали и другие структуры - например финансовая полиция. Поэтому мне трудно назвать общую цифру. Кроме того, как мне недавно говорил первый вице-премьер-министр Амангельди Муралиев, сейчас создан специальный фонд под названием "Казына". В него поступят деньги от продажи национализированных объектов.
- Кстати, о Фонде развития. В интернет-дневнике бывшего главы фонда Алексея Елисеева появилось любопытное сообщение. В нем говорится, что 8 июля Елисеев обращался в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту хищения средств Фонда развития. Потому что, по утверждению Елисеева, когда 4 апреля он уезжал в командировку, все деньги были на месте:
- Вот здесь не могу ничего сказать. Я не прокурор, и за тем, кто обращается в прокуратуру, не слежу. Мне об обращении Елисеева не докладывали, и я о нем ничего не знаю. Что же касается Фонда развития - его деньги мы обнаружили в разных коммерческих банках Кыргызстана, где их разместили Максим Бакиев и Михаил Надель.
- Экс-глава фонда госимущества Турсун Турдумамбетов, как вы сообщали, активно сотрудничает со следствием и дает признательные показания об объектах, по которым его принудили принять незаконные решения. Что это за объекты? И что за решения?
- Речь идет об объектах, которые в течение 20 лет приватизировались, - близкими сначала Акаева, потом Бакиева. Ведь вся приватизация проходила через Турдумамбетова.
- Неужели он бессменно работал 20 лет?
- Да.
- А приватизация каких, например, объектов проходила через Турдумамбетова?
- Да всех! И Шампанвинкомбината, и Кантского сахарного завода... Всех, начиная с пансионата "Солнышко", приватизированного Бакиевым еще в 1997 году. В 2005 году Турдумамбетов хвастался нам, что 23 процента акций пансионата принадлежат ему. Теперь не принадлежат - мы национализировали все целиком, включая эти его 23 процента.
А стадион "Инструментальщик", расположенный в центре Бишкека и приватизированный фирмой "Импаш-Манас" в 2000 году? Его, по показаниям тогдашнего мэра Бишкека Бориса Силаева, продали буквально за два часа, пока Аскар Акаев и Чингиз Айтматов пили кофе. Силаев утверждал, что Акаев дал команду ему и Турсуну Турдумамбетову переоформить стадион на "Импаш-Манас". По бумагам стадион задним числом передали на баланс МВД. И МВД якобы продало его фирме. Хотя на самом деле никаких денег министерство не получило.
- Недавно просочилась информация, что Оксана Малеваная, находящаяся под домашним арестом, стала сотрудничать с некоторыми политическими партиями:
- С "Ата-Мекеном"? Я тоже слышал об этом. Ну и что? Она же несудимая:
- Как это ну и что?! Ведь она подследственная, причем обвиняется в очень серьезном преступлении.
- Да. Примерно неделю назад я говорил об этом генеральному прокурору, ругал его. После этого он сделал предостережения всем громким подследственным, находящимся под домашним арестом. Предупредил их, что, если будут нарушения, мера пресечения им будет изменена.
- Азимбек Анаркулович, а с какой целью вы хотите перенести все государственные структуры в Ош? Что это даст?
- Прежде всего не все. Только те, которые нужны южному региону Кыргызстана. Дело вот в чем. На юге постоянно какие-то проблемы. Там часты стихийные бедствия, там проходит наркотрафик, там действуют экстремистские организации: И эти проблемы годами не решаются. Такое впечатление, что здесь, на севере, один Кыргызстан, а на юге - совсем другой. Там нет настоящей власти, людям не к кому обращаться. Как что-то случается, на юг спешно вылетают сотрудники министерств - а это постоянные затраты. Поэтому я считаю, что Министерство чрезвычайных ситуаций и силовые структуры должны находиться на юге - чтобы, так сказать, держать руку на пульсе. Только тогда проблема юга перестанет стоять так остро.
- А проблема севера вместо нее не появится?
- Не думаю. Север более благополучен. Здесь расположена Чуйская долина, есть Иссык-Куль, нет наркотрафика. Кроме того, мы говорим, что Ош - вторая столица Кыргызстана. Но в ней ничего нет! Этот вопрос поднимался и раньше, но тогда многие политики не осознавали его важность. А теперь осознают. Юг - это наш больной вопрос. Чтобы решить его раз и навсегда, мы должны заставить чиновников сидеть и работать там. И правительство, по моему мнению, тоже должно находиться на юге. Президент и парламент могут находиться на севере. А остальные чиновники - на юге. Чтобы они сами видели и чувствовали все проблемы южного региона.
- Скажите, как ведет себя арестованный Ахмат Бакиев? Какие он дает показания?
- Вы ведь уже знаете, - усмехается Азимбек Анаркулович, - ничего нового я вам не скажу. Признается, что причастен к организации массовых беспорядков.
- А где находится племянник Курманбека Бакиева Санжар? Говорят, что его уже отпустили.
- Никто его не отпускал, он находится в СИЗО ГСНБ.
- После задержания Ахмата Бакиева в Интернете появилось объявление о вознаграждении за голову тех, кто помогал его задержать. Пошли разговоры, что объявление такое дал Жаныш Бакиев. Это действительно так?
- Сейчас идет информационная война. И поэтому кто-то запустил такую "утку". Вот все, что я могу вам сказать.
- Как считаете, скоро ли удастся поймать и Жаныша Бакиева?
- Если и не скоро, то рано или поздно его наверняка задержат.
- А правда, что Жаныш Бакиев сейчас в Беларуси?
- Он там был. Но где он сейчас, я точно не знаю. Возможно, там, возможно, в Турции или в Таджикистане.
- А как продвигается решение вопроса об экстрадиции Максима Бакиева из Англии?
- Знаете, как раз вчера у меня был английский журналист. Мы с ним разговаривали на эту тему. И я ему открыто сказал: "Вы же никогда никого не выдавали. И Максима Бакиева тоже, скорее всего, не выдадите. Вы специально его, наверное, вызвали, чтобы дать ему гражданство, чтобы он там жил".
- А по поводу экстрадиции Курманбека Бакиева?
- Вряд ли нам его выдадут. Да и наше правительство вряд ли будет сильно на этом настаивать.
- А кто, по-вашему, стоит за Урматом Барыктабасовым? Не зря же он беспрепятственно вернулся в Кыргызстан.
- Конечно, не зря. Кто за ним стоит, я думаю, в ближайшее время нам скажет сам Барыктабасов... Я предполагаю, кто это может быть, но имен называть пока не стану.
- Бакиевы?
- И не только. Вообще, кто только не использует сегодня Барыктабасова!
- Азимбек Анаркулович, а почему задержали Игоря Чудинова? Говорят, это вы дали такое указание.
- Да, я дал указание задержать Чудинова, чтобы проверить, не связан ли он с Барыктабасовым. Так получилось, что Чудинов приехал в Кыргызстан как раз в тот день, когда Барыктабасов приехал с Иссык-Куля.
- И что показала проверка? Связаны эти два приезда?
- Пока это не подтвердилось. Поэтому в четверг Игоря Чудинова отпустили под домашний арест.
- А когда начнется суд по уголовному делу о погромах в Маевке?
- Расследование этого дела еще не закончено.
- Организаторы погромов и убийцы уже установлены?
- Несколько организаторов были установлены и задержаны сразу же после погромов. Они сейчас находятся в СИЗО.
- Азимбек Анаркулович, говорят, что сын Розы Отунбаевой подгребает под себя бизнес, раньше принадлежавший Максиму Бакиеву. Подтвердите или опровергните эту информацию.
- Вы поймите, сегодня Кыргызстан живет только слухами... Против временного правительства объявлена информационная война. К сожалению, некоторые журналисты за деньги чернят Кыргызстан. Это связано с предвыборной кампанией, со сторонниками Бакиева, которые финансируют журналистов, с узбекской диаспорой, которая тоже платит, активизировались сторонники Акаева: Коррупционеры, которые 20 лет грабили нашу страну, ведут информационную войну и распускают такие слухи про сына Отунбаевой, про моего сына, про Отунбаеву, про меня:
- Да, про вашего сына говорят то же самое.
- Вот видите! Говорят еще, что на национализированном "Субурбане" ездит мой сын. Но это очередной слух.
- А чем занимается ваш сын?
- Работает на рынке "Дордой". У него там есть контейнер, они с женой торгуют вещами. Раньше он работал в ГСНБ, но Бакиев уволил его из-за меня. После апрельской революции мой сын вернулся в ГСНБ. Сразу же стали обсуждать, что сын Бекназарова работает в нацбезопасности: И он уволился. Вообще же, он возглавляет молодежное движение Кыргызстана "Биримдик Кыргызстан". И он член партии "БЭК", с этой партией он пойдет на выборы.
- Кстати, о "Субурбане". Скажите, какова судьба пяти супердорогих иномарок, принадлежавших Максиму Бакиеву? В конце июля вы сказали, что они будут переданы правительству.
- Это уже сделано. Еще в июне три из пяти этих машин - "Мерседес-Бенц", "Шевроле Субурбан" и "Лексус-LX570" - были переданы на баланс управления делами президента. А две оставшиеся - "БМВ-750" и "Лексус-RX330" - на баланс Генпрокуратуры.
- Недавно вы сказали, что владелец этих машин неизвестен. А примерно за месяц до этого на пресс-конференции говорили, что автомашины принадлежат Максиму Бакиеву и были подарены ему Алексеем Ширшовым.
- Дело в том, что никаких документов на эти машины не обнаружили. Люди, которые охраняли эти машины, говорили, что они принадлежат Максиму Бакиеву. Но документов нет - и доказательств нет. Поэтому мы забрали их для государства. Но если владелец автомашин найдется, мы вернем ему его собственность.
- Скажите, сколько же денег заработали сотовые операторы на плате за соединение? Называлась сумма - 300 миллионов сомов:
- Эти деньги отдал "Мегаком". Добровольно отдал. А "Билайн" отказывается подсчитывать и отдавать деньги. Поэтому сейчас возбудили уголовное дело. А отданные "Мегакомом" деньги находятся на счете Генпрокуратуры и потом будут использованы на строительство столичного микрорайона в Джале.
- А почему бы не вернуть эти деньги абонентам?
- А как их вернешь? Ведь люди сами не знают, сколько денег отдали в качестве платы за соединение. Подсчитать это невозможно. Поэтому мы приняли политическое решение: люди больше ПЗС платить не будут, а уже полученные сотовыми компаниями деньги мы направим на строительство домов для семей, пострадавших 7 апреля.
вопросы задавала Татьяна ПЕСИНА,
газета "Дело?", 19 августа 2010 года