Радио «Свобода»: Россия остается за бортом бизнес-планов Туркменистана
23.08.10 16:08, Zamandash press
Туркменистан раскрывает свои карты по поводу будущего экспорта энергоресурсов
Туркменистан, который очень важен для столь многочисленных планов других стран, давно проявляет свою готовность и желание разорвать господство России на экспорт газа и нефти. Однако Ашгабат не высказывает ни одного намека на то, кого он предпочитает в качестве альтернативы.
Все изменилось на прошлой неделе, когда президент страны Гурбангулы Бердымухамедов собрал чиновников из энергетической отрасли 12 августа и обрисовал в общих чертах - более подробно, чем обычно - политику страну по вопросу диверсификации экспорта. Эта стратегия является новаторской в своих призывах к усиленному сотрудничеству с западными компаниями, но однозначно отдает предпочтение сделкам с Китаем, и удивляет тем, что традиционный энергетический партнер Россия и проект газопровода «Набукко» даже не были упомянуты.
Общая идея, по словам турецкого аналитика Мехмета Сефетдина, заключается в том, что Туркменистан увеличивает число своих энергетических партнеров, не вызывая при этом гнев Москвы. «Туркменистан хочет продемонстрировать политику противовеса в своих международных отношениях, и мы видим, что Туркменистан хочет предотвратить давление России на него», - говорит Сейфетдин.
Как говорит аналитик, если Туркменистан хочет иметь влияние и рычаги воздействия в отношениях с Россией, «ему необходимы западные страны - особенно США». Однако Ашгабат очень осторожен, чтобы чересчур не склониться в сторону Запада. «Чтобы предотвратить недоразумения, Туркменистан также подписал несколько соглашений со странами Персидского залива, которые тоже имеют тесные отношения с американскими компаниями», - объясняет турецкий эксперт.
Италия делает первый шаг
Самой сенсационной новостью, возможно, стало то, что Бердымухамедов дал инструкции по поводу разработки нового соглашения о разделе продукции, по которому иностранная компания может получить разрешение на разработку нефтяного месторождения Небит-Даг и газового месторождения на западе Туркменистана.
После подписания сделки, итальянская компания «Eni» может стать лишь второй иностранной компанией после китайской «National Petroleum Corp», которая получит контракт на разработку прибрежного месторождения в Туркменистане.
Туркменистан не впервые работает тс иностранными компаниями по разработке оффшорных ресурсов, однако для западных компаний заключение подобных контрактов традиционно было сложным процессом.
Обсуждая вопрос разработки каспийского шельфа Туркменистана, Бердымухамедов указал на готовность «пойти навстречу», сказав, что заявки американских компаний «Chevron», «TX Oil» и «Conoco Philips», а также компании ОАЭ «Mudabala» рассматриваются. Бердымухамедов также дал ясно понять, что по вопросу экспортных маршрутов Туркменистан смотрит на юг.
Чиновники были проинструктированы «принять все необходимые меры» для того, чтобы к концу году были разработаны все соглашения по продаже газа через трубопровод «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия» (ТАПИ). Но, тем не менее, эти планы должны преодолеть нестабильность в Афганистане, которая препятствовала его реализации проекта ТАПИ последние 15 лет. Также была отмечена необходимость увеличения поставок газа в Иран, хотя Бердымухамедов не сказал определенно, говорит ли он о новых экспортных маршрутах или выполнении существующих контрактов.
Самый большой потребитель туркменского газа на востоке - Китай - ни в коем случае не был забыт. Туркменский президент назвал Китай, с которым уже заключен контракт на приобретение 40 млрд. кубометров газа ежегодно, своим предпочитаемым источником получения ссуды в размере 4,18 млрд. долларов США. Эта ссуда позволит начать разработку крупнейшего в стране газового месторождения Южный Йолотан. Имея запасы, по подсчетам, от 4 до 14 трлн. кубометров газа, Южный Йолотан может потенциально удовлетворить потребность Европы в газе на более, чем 20 лет.
Правительство Туркменистана все еще должно сказать, кто, если это предусмотрено, станет партнером страны в разработке месторождения, и в каком направлении будет идти поток газа. И в этом отношении Китай, похоже, находится в выгодном положении. Китай в прошлом году предоставил Туркменистану заем в размере 3 млрд. долларов США на разработку месторождений Южный Йолотан, а также еще 4 млрд. долларов США на завершение первой стадии проекта. Всё это поставит Китай в завидное положение, когда наступит время, и Ашгабат будет решать вопрос о потребителях и партнерах проекта.
Россию оставили за бортом?
Больше всего бросается в глаза отсутствие в планах Бердымухамедова России, которая обладает существенным контролем над экспортными трубопроводами советской эпохи, и от которых зависит Туркменистан, и которая только два года назад покупала у Туркменистана примерно 40-50 млрд. кубометров газа, что составляет почти 90% туркменского экспорта газа.
Однако все это было до того, как российско-туркменские отношения ухудшились в начале 2009 года из-за ценового спора и приняли угрожающий поворот весной, когда взорвался основной экспортный трубопровод в Россию. После этого поставки газа полностью прекратились, и начались взаимные обвинения. Россия со временем подготовила новую сделку, однако она запросила только четверть того объема, который обычно поставлял Туркменистан. То, что Бердымухамедов не упомянул Россию, можно расценивать как признак того, что отношения между странами не улучшились, и что Туркменистан ищет потребителей не в России.
Александр Яковлев из консалтингового агентства «РосБизнес» предполагает, что это обычный бизнес. «Поставщики, владельцы ископаемых, владельцы ресурсов приглашают к партнерству большое количество трансконтинентальных, транснациональных корпораций, мировых мега гигантов», - говорит Яковлев. По его словам, то же самое можно сказать о тех, кто хочет приобрести энергоресурсы. «Потребители пытаются найти среди многочисленных поставщиков на конкурентной основе тех поставщиков ресурсов, которые предлагают более выгодные условия».
Еще одним ключевым игроком, который остался вне поля зрения планов Бердымухамедова, стал проект «Набукко». Многие полагают, что реализация проекта невозможна без участия Туркменистана в качестве поставщика. Но ни одна из упомянутых Бердымухамедовым компаний не является участницей проекта «Набукко».
Однако через день после выступления Бердымухамедова появился знак, что туркменский президент намерен выполнить свои призывы о диверсификации, а энергетические потребности Европы не будут забыты. 12 августа в Баку первая туркменская нефть была запущена в трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан». Нефть поступила из туркменского месторождения Челекен в Каспийском море, и большая часть ее, в конечном счете, попадет в ЕС. Это было скромное начало, всего 36,500 баррелей, однако в будущем планируется увеличить поставки до 1 млн. баррелей в месяц.
Брюс Панниер Радио «Свобода», 22 августа 2010 года Перевод - «Zpress.kg»