Пир во время холодов
14 января 2011г. ? 1 (929), Деловая Неделя, Казахстан
Искусственная «заморозка» политического расклада на следующее десятилетие ничего не изменит к лучшему, зато может дискредитировать Астану
Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду. Из кинофильма «Обыкновенное чудо»
ПОСКОЛЬКУ этот номер верстался вчера, а не сегодня, то итогов пятничного заседания парламента, на котором народные избранники официально решили продавливать мнение президента Назарбаева, отказавшегося поддержать идею сохранения себя в этом качестве без выборов на следующие 10 лет, мы не знаем. С другой стороны, нужно жить где-нибудь за пределами страны последние лет 20, чтобы не понимать, что такую горячность и последовательность депутаты единственной в парламенте фракции никак не могут не согласовывать на верху. Соответственно, решение по тому, какой будет страна, давно принято, и одно заседание в лучшем случае обнародует то, что понятно и так: никаких серьезных изменений на верху политической пирамиды в Астане ждать не нужно. С одной стороны, так, в любом случае, проще. С другой - есть такое слово «застой», которое начали произносить даже в соседней России, где проблему сохранения власти в одних руках решили через применение декоративной перчатки. Так вот те, кто родился еще в советское время, понимают, что СССР начал разваливаться вовсе не во времена Горбачева, трещины пошли именно во времена застоя. С тех пор изменилось только одно - время течет быстрее.
Одна из примет времени - чем слабее результаты работы власти, тем больше славословия в ее адрес. В 90-е, когда руководство страны держало руку на пульсе событий, сумело провести огромный объем реформ, достигло достаточно серьезных результатов, нынешние заверения в лояльности, произносимые со всех трибун ныне, были бы не просто неуместными, а вызывали бы смех и подозрения. Потому что если кто-то тогда и был незаменимым, то никто об этом особенно не говорил. Референдум 1995 года куда в большей степени отражал политическую целесообразность момента, чем просто желание укрепить личную власть, чем нынешние инициативы. В «жирные», а затем почти сразу же «голодные» 2000-е, апофеозом которых стали последние годы, уровень общественного сознания сполз до того, что «замены нет». Как говорится, чего же время терять?
Посмотрите, как контрастируют верноподданнические крики с реальным положением дел в стране. ВКО, если верить ТВ и официозной прессе, не спит, не ест, но буквально требует от президента сидеть в своем кресле и не думать даже о том, чтобы с кем-нибудь за него посоревноваться, а в реальности люди просто пытаются согреться - в квартирах всего 10 градусов. Повзрывались размороженные стояки, а раньше весны проблему явно не решат. Да и тогда не решат, она просто отпадет за отсутствием холода. Но обязательно вылезет на следующий год - потому же, почему вылезала все эти годы, когда ее не решали. То есть как не решали: деньги на решение собирали периодически, постоянно повышая тарифы - просто результата нет, котлы стоят те же - еще Сталина помнят.
Или вот с ростом цен на хлеб, на бензин - вроде бы антимонопольщики обещали их сдержать, ан нет - протекли, повысились... Вступили в Таможенный союз - такие вещи не просто влияют, они перетряхивают экономику, а по ним референдум не проводят, поскольку это не важно. Важно - пересидеть еще 10 лет тихо и спокойно. Так вот, вступили в ТС, а цены опять же растут, зато чтобы бизнес поднялся, буквально завалил товаром соседние страны - нет такого. Обычно ведь как - политические договоренности отражают экономическую необходимость. То есть с обеих сторон границы должно быть уже не продохнуть от товаров, которые ждут не дождутся, когда ее откроют, а у нас нет - сухие ручейки как текли, так и текут, а по интересам простых людей, которые, скажем, просто покупают бензин и машины - как серпом по интересному месту. Потому что на самом деле поддержанный нашими властями лозунг «Вначале экономика, а потом политика», который выдвинут был умными китайскими коммунистами, которые раздавили танками на площади Тяньаньмэнь студентов, захотевших демократии, - в Казахстане реализуется зеркально наоборот. В начале идет политический расчет, затем - к этому делу подгоняется экономика, с пользой для нее или с вредом - вопрос второстепенный.
Но проблема даже не в том, что лозунги забыты или перевраны. Проблема в том, что экономика не прощает презрения своих надобностей в угоду политическим интересам. Вот Сталин строил страну, игнорируя экономические законы десятилетиями.
Да, построил. Но какой ценой? И, что самое главное, в итоге все просто развалилось так, что не ожидали даже враги. То же самое здесь. Мы, конечно, сумели распиарить Астану на весь свет, выбросили кучу денег на велосипедистов, которые под этим словом оседлывают Туры Франции, Италии и Испании, еще отвалим автомобилистам, чтобы гордо кричать «Астана!» в пустыне между Парижем и Дакаром. А в Семее тем временем стоит котел 1936 года выпуска. То есть как стоит, взорвался, говорят. Еще смешнее будет, когда ближе к весне обнаружится, что ВКО опять поплывет, как остров, со всех сторон зажатый водами паводков. Нам очень повезет, если не повторится трагедия Кызылагаша, снесенного не потому, что стихия, а потому что коррупция и рвачество.
Вот сейчас приняли закон, чтобы чиновники сами докладывали, если их работа сталкивается с конфликтом интересов, порождаемым, скажем так, бизнесом их родных или близких. Но если идти до конца, то у нас всем известно, кто чаще всего сталкивается с бизнесом, который успешно ведут его родные, дети, племянники, зятья. Но мы же без него никуда, так же? Вот и выходит, что какие законы не принимай, если «политическая значимость» их перевешивает, то они так и остаются листиками бумаги, которыми можно прикрыть то, что хочется заретушировать. Потому что закон, который не будет работать сверху, не будет работать и ни на каком ином уровне. Потому же и без развития и конкуренции наверху не будет ее и внизу, за исключением самой примитивной - за место самого преданного из сановников.
Сегодня тем, кто критикует застой в политической жизни Казахстана, часто указывают, что единственной альтернативой ему будет вариант, который реализован в Кыргызстане, с резней, анархией и нищетой. Но, извините, почему у нас есть только две альтернативы? Неужели весь наш народ не может породить ничего лучшего? Неужели мы сами не верим себе, чтобы подождать, как распределятся симпатии через год, потом еще через пять лет? Вспоминается в этом плане одно соседнее государство, где президент указом вводил плюрализм, а потом, сурово сдвинув брови, требовал от какого-то из сидевших в зале выражения собственной точки зрения. «Она у меня есть, президент-акя, - явно извиняясь, отвечал он. - Но я с ней не согласен...». А нет, есть еще лучше - так подписывали бюллетени для голосований в политбюро: «В этом вопросе полностью согласен с мнением товарища Сталина». У нас, правда, теперь еще круче - подчиненные любят президента больше, чем он сам себя. С такой любовью действительно никакие ухаживания больше не нужны...