CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ekhoplanet.ru

Американцы взялись за Центральную Азию .Общественно-политический еженедельник Эхо планеты ИТАР-ТАСС.

2 марта 2011

Американцы взялись за Центральную Азию

2 марта 2011 11:00, Эхо планеты ИТАР-ТАСС

В Вашингтоне Центральную Азию стали называть «жизненно важным регионом для интересов США». Американцы начинают понимать, что зона лежит на критически важном стратегическом перекрёстке, гранича с Афганистаном, Китаем, Россией и Ираном. Поэтому Белый дом намерен продолжать расширять взаимодействие и сотрудничество с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном, и не только в экономической области. Высвобождающиеся в Афганистане войска, заявляют стратеги в Госдепе и Пентагоне, будут выведены в страны постсоветской Центральной Азии, а возможно, даже на Южный Кавказ.

Кабул и Вашингтон ведут переговоры о создании в Афганистане на долговременной основе военных баз США. Об этом прямо заявил журналистам президент страны Хамид Карзай. Базы, пояснил он, нужны прежде всего для «борьбы с террористической сетью «Аль-Каида» и радикальным движением Талибан». Карзай считает, что они «принесут в Афганистан безопасность и экономическое процветание».

Заявление афганского лидера прозвучало после того, как Белый дом объявил о новой «Национальной военной стратегии» Барака Обамы, которая как раз и предусматривает создание новых военных баз в Афганистане и на сопредельных с ним территориях. Сообщение, оказавшееся полной неожиданностью для Кремля, вызвало крайнее недоумение в Москве. Дело в том, что побывавший в начале нынешнего года в России президент Карзай заверял российское руководство в том, что «антитеррористическая операция в Афганистане завершилась, необходимости в военном американском присутствии больше нет», что его страна готова приступить к экономическому развитию и в Кабуле рассчитывают на российскую помощь. Не прошло и месяца, как Карзай заговорил по-другому.

Уйти или остаться?

«Информация о размещении дополнительных военных баз США в Афганистане заставляет задуматься и вызывает вопросы. Зачем нужны дополнительные военные базы США, если террористической угрозы в Афганистане больше нет? И как сможет Кабул совместить переговоры по долгосрочному пребыванию американских военных с процессом примирения? Как посмотрят соседи Афганистана на размещение иностранных военных баз рядом со своей территорией?» - поставил вопросы на встрече с журналистами в Москве глава российского МИДа Сергей Лавров.

По мнению ряда международных экспертов, военная стратегия США является формой интерпретации целей и ориентиров, обозначенных в «Стратегии национальной безопасности». Точнее, это военная версия «большой», глобальной стратегии, отражающей позиционирование США в мире. «По поводу того, какой должна быть глобальная силовая стратегия Америки в обозримой перспективе, в США велась длительная академическая дискуссия, - сообщил «Эхо» директор киевского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. - Возможные варианты стратегии предлагались в широком диапазоне - от США как «офшорного балансира» до их роли «мирового полицейского». Промежуточная версия заключалась в сочетании элементов «концерта великих держав» и баланса сил, в котором США принадлежит ведущая роль. Ожидается, что США будут гораздо более осторожными и избирательными в применении военной силы».

США ушли на базы

США однозначно резервируют за собой право действовать в одностороннем порядке, считает эксперт. Американцы явно не намерены уходить из Центральной Азии, и в первую очередь - из Афганистана. Это обстоятельство усиливается опасениями по поводу возможного доминирования в этом регионе Китая. Похоже, в Афганистане военное командование США рассчитывает в конце концов добиться снижения уровня интенсивности конфликта. В таком случае в Афганистане может быть использована иракская модель, при которой контингенты США продолжают оставаться в стране в виде стабилизационных сил постоянного базирования.

Именно в этом ключе выступил в Институте публичной политики им. Джеймса Бейкера III при Университете Хьюстона, штат Техас, заместитель госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк. Он назвал Центральную Азию «жизненно важным регионом для интересов Вашингтона». Блейк выделил три основных приоритета в развитии сотрудничества. Это - поддержка международных усилий в Афганистане; создание стратегического партнёрства с Индией; налаживание более прочных и стабильных отношений с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном.

Все говорит в пользу того, что США не намерены сокращать своё присутствие как в Афганистане, так и в регионе в целом. А заявления о выводе войск из Афганистана, похоже, блеф. По мнению экспертов, вывод американских войск, если таковой случится, начнётся не раньше 2012 года. Наиболее вероятным представляется следующий сценарий: максимум в среднесрочной перспективе - до начала-середины 2012 года - войска США и НАТО в целом покидают южные, до линии Гиндукуша, провинции, сохраняя при этом основные военные базы и дислокацию, позволяющую контролировать политическую ситуацию в Кабуле. Наверняка Пентагон планирует сохранить базу в Шинданде, ориентированную прежде всего на иранское направление. База в Баграме имеет значение для контроля над Кабулом. Возможно, сохранится присутствие в Кандагаре и Джелалабаде.

«Высвобождающиеся в Афганистане войска будут выведены в страны постсоветской Центральной Азии - не случайно уже есть прецеденты зондирования общественного мнения на этот счёт, - заявил «Эхо» координатор региональных программ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев. - Условия этого нового этапа военного присутствия в разных странах могут быть разными. Для Таджикистана и Киргизии подготовка этих условий уже идёт: формируются гипертрофированные представления об угрозах экстремистского и террористического характера, это делает устойчивыми коррупционные ожидания режимов - Рахмонова в Душанбе и Отунбаевой в Бишкеке. А любая нестабильность, связанная с религиозно-политическими движениями - в данном случае с Исламским движением Узбекистана, - всегда была и будет рычагом давления на Ташкент».

По мнению Князева, в идеале Узбекистан несоизмеримо важнее для американцев, чем Киргизия и Таджикистан вместе взятые. Во-первых, в силу географического расположения, позволяющего оказывать воздействие на любую страну региона с потенциальными трассами трубопроводов. Кроме того, важна узбекистанская военная инфраструктура, каковой ни в Таджикистане, ни в Киргизии просто нет. Взять даже простой список военных аэродромов, которые могут быть предоставлены американцам: Чирчик, Карши - «Ханабад», Ташкент - «Ташкент-Восточный», Нукус, Джизак, Каган, что под Бухарой, Термез - «Какайды», «Навои»...

Некоторые «площадки», как выяснилось, американские ВВС, разумеется, с разрешения Ташкента, использовали до 2005 года. Правда, тогда этот факт оставался неизвестным для широкой общественности.

Тайное становится явным

Экс-глава Пентагона Дональд Рамсфелд презентовал в Вашингтоне свои мемуары «Известное и неизвестное». В книге детально описывается политика США в отношении стран Кавказа и Центральной Азии. Отдельная глава посвящена Узбекистану. Рамсфелд дал оценку деятельности США в этой стране. Он признал, что вмешательство США в сферу прав человека в Узбекистане нанесло непоправимый удар по стратегическим интересам Америки. Осуждение действий официального Ташкента при разгоне несанкционированной акции протеста в Андижане в 2005 году привело к тому, что американцам пришлось покинуть уже «насиженное» место - военную базу в Ханабаде, известную под названием «К2».

Рамсфелд также поведал, что ВВС США лишились возможности использовать и другие узбекские аэродромы: Шахрисабз, Джизак и «Какайды». Подтверждением того, что эти военные объекты использовались американцами, правда, недостаточно активно, являются представленные в книге платёжки. Так, если верить бывшему шефу Пентагона, за использование резервных аэродромов правительство Узбекистана запросило: за Шахрисабз - 119 841 тысячу долларов, Джизак - 141 800 тысяч долларов, Термез - «Какайды» - 29 750 тысяч долларов. В графе «разное» значится сумма в 78 252 доллара. Все эти требования Пентагоном были удовлетворены.

На восстановление отношений США с Узбекистаном потребовалось пять лет. При посредничестве Южной Кореи переоборудован аэропорт «Навои», ставший ключевым звеном в северной сети снабжения, куда входят железные, автомобильные дороги Центральной Азии и её воздушные маршруты, по которым осуществляется «подпитка» американских и натовских войск в Афганистане. Большая часть грузов, идущих в Афганистан, проходит через узловую железнодорожную станцию Термез на узбекско-афганской границе. В Термезе, а также по ту сторону границы, в афганской провинции Кундуз, размещаются войска бундесвера.

Потерпев фиаско в Узбекистане, США «расхотели» продвигать демократию в странах Центральной Азии, согласившись даже на совершенно неприемлемые условия экс-президента Киргизии Курманбека Бакиева, который предложил сделку: база в обмен на повышение стоимости за её использование. Американцы вынуждены были пойти на его условия и согласиться на сумму в десятки раз большую прежней - выплачивать вместо 17 миллионов долларов в год 160 миллионов. Кроме того, с киргизским руководством велись переговоры о создании ещё одной военной базы на юге страны, в Баткенской области. Но после госпереворота в апреле 2010 года эту территорию новая революционная власть в лице Розы Отунбаевой уже предлагает России.

Таджикистан также является союзником США. Через его территорию по сухопутным магистралям перебрасываются грузы в Афганистан, для чего США построили несколько мостов через Пяндж, соединяющих Таджикистан с Афганистаном. В международном аэропорту Душанбе с 2002 года базируются транспортные самолёты С-160 и многоцелевые истребители четвёртого поколения Mirage французской эскадрильи, а также расквартированы 200 военнослужащих. Безусловно, Вашингтон рассчитывал на более активное участие Таджикистана в антитеррористической операции. Но по причине коммуникационной неустроенности страна не стала главным союзником США. За исключением авиабазы «Айни», которую реконструировала Индия, все остальное нужно было строить с нуля, включая гидроэлектростанции.

Вот и Туркмения, стоявшая особняком от участия в военной операции, потихоньку втягивается в процесс. Вначале США получили разрешение на дозаправку в аэропорту «Мары-2», а теперь Пентагон подтвердил, что небольшой контингент американских военных работает в международном аэропорту Ашхабада, обеспечивая дозаправку своих самолётов.

США уполномочены заявить

Американцы отмечают свою роль в северной сети снабжения как благодеяние для стран Центральной Азии. В частности, заместитель госсекретаря Блейк в своём выступлении в Хьюстоне всячески продвигал мысль о том, что сеть даёт народам Центральной Азии всё больше возможностей для продажи товаров и предоставления услуг войскам НАТО в Афганистане. «Мы надеемся, - сказал Блейк, - что это поможет активизации торговли и экономического сотрудничества между Афганистаном и Центральной Азией».

Соединённые Штаты неутомимо работают над тем, чтобы воспрепятствовать усилению китайского, российского и иранского влияния в Центральной Азии, и способствуют интеграции этого региона в сфере экономики, транспорта и безопасности через северную сеть снабжения Пентагона и НАТО. США и НАТО хотят, чтобы эта сеть подменила собой ШОС в качестве движущей силы сотрудничества центральноазиатских стран в вопросах экономики и безопасности. Сегодня 10 из 15 бывших советских

республик, за исключением России, Армении, Белоруссии, Молдавии и Украины, подключены к северной сети снабжения, которая простирается от Балтийского до Чёрного морей.

Замгоссекретаря Блейк сообщил также о главной стратегической цели афганской войны: совместные проекты с Индией в Афганистане составляют небольшую, но важную часть значительного события мирового масштаба - возникновения глобального стратегического партнёрства между Индией и США. Поскольку «к 2025 году Индия должна стать третьей в мире страной по размерам экономики, уступая лишь США и Китаю». По словам Блейка, уже нынешней весной ожидается визит госсекретаря Хиллари Клинтон в Дели для участия в американо-индийском стратегическом диалоге.

Энергетическая составляющая

У главного интереса США в регионе - экономическая и ресурсно-энергетическая направленность. Для Вашингтона важно контролировать как уже запущенные - Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай, - так и потенциальные трубопроводы «Набукко» и ТАПИ - Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. По мнению директора киевского Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова, американцы рассчитывают получить полный контроль за энергоресурсным снабжением Китая на континенте, в дополнение к морскому контролю в Персидском заливе, Индийском океане и Малаккском проливе.

Александр Князев полагает, что в новой американской военной доктрине без экивоков говорится, что США ожидают «ресурсные» войны, где противниками будут выступать не государства и армии, а рассеянные отряды и ячейки сопротивления партизанского типа, что подразумевает «балканизацию» Евразии и американскую гегемонию на этом пространстве «неофеодальной» раздробленности. Таким образом, формируется огромное пространство, находящееся в состоянии пролонгированного конфликта - средней и низкой интенсивности, в рамках которого существуют военные объекты США, либо подавляющие, либо подпитывающие, в зависимости от текущих потребностей, те или иные очаги.

Таким образом, при минимальном расходовании средств и экономии усилий США рассчитывают контролировать ситуацию в континентальной Азии и оставаться арбитром в отношениях между основными странами региона. Это непосредственно касается постсоветских стран Центральной Азии. В отношениях между ними США попытаются играть роль гаранта региональной стабильности, заняв нишу, которую не смогла удержать Москва.

На определённом этапе такой внешний арбитраж может показаться политическим лидерам стран региона достаточно привлекательным. Его ожидаемый позитив - в сдерживании межгосударственных и межэтнических противоречий. Однако доминирование США в Центральной Азии вряд ли возможно без применения полного инструментария внешнего влияния, включая размещение военных баз, определение главного регионального союзника, предоставление экономической помощи, развёртывание культурной экспансии. Однако, учитывая сокращение военных расходов и бюджета программ внешней помощи, возможность установления долгосрочной гегемонии США в регионе у большинства международных наблюдателей вызывает сомнения.

ekhoplanet.ru

Предыдущая статьяC 1 марта в мире запрещен экспорт черной икры :: Kazakhstan Today информационное агентство
Следующая статьяАстана «не знает» о договоре с Пекином, о котором утверждает Рахат Алиев - Радио Азаттык © 2010