Узбекистан пытается не допустить Таджикистан на южно-азиатский энергорынок
Avesta.Tj | 02.03.2011
Узбекистан в борьбе за влияние в регионе прибегает к использованию всех имеющихся инструментов давления на Таджикистан, видя в нем реального конкурента.
Узбекское правительство с 1 марта в очередной раз повысило ставки сбора за въезд и транзит с иностранных грузовых автотранспортных средств и автобусов, пересекающих границу Узбекистана с Таджикистаном. Это уже третье повышение ставок на транзит автотранспорта, следующего через Узбекистан в Таджикистан в течение года. С мая 2010 года правительство республики повысило транзитный сбор в среднем в 1,9 раза.
Председатель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов считает, что повышение Узбекистаном ставок сбора за проезд и транзит с автотранспорта, направляющегося в Таджикистан, является еще одним инструментом политики узбекских властей для сдерживания устойчивого развития таджикской экономики.
По его мнению, Таджикистану необходимо диверсифицировать доставку грузов автотранспортом, используя южное и восточное направление через Афганистан, Китай и Кыргызстан. Политолог отметил, что, наряду с использованием этих автомобильных коридоров, которые существенно сократят объем перевозок автотранспортом через Узбекистан, необходимо решить вопросы строительства железной дороги в Афганистан, «чтобы полностью избавиться от зависимости Узбекистана».
По его словам, новый шаг узбекских властей приведет к повышению цен на импортируемые в Таджикистан товары, что, в свою очередь, станет основополагающим фактором удорожания реализуемых в стране инвестиционных проектов, в том числе, стратегических.
«Ни один предприниматель не работает себе в убыток, поэтому цены на все ввозимые товары через Узбекистан будут повышены, - сказал Мамадазимов в интервью «Авесте». - Предпринимаемые Узбекистаном меры не повлияют на ход строительства стратегических объектов, в частности, Рогунской ГЭС, против которой так яро выступают власти соседней страны».
В начале прошлого года ситуация вокруг транспортного сообщения между Узбекистаном и Таджикистаном резко обострилась. Узбекистан резко сократил пропуск грузов, следующих в Таджикистан по железной и автомобильной дороге. В Душанбе подобную ситуацию называют рычагом давления в споре за использование водно-энергетических ресурсов в регионе, в частности, блокирование грузов, предназначенных для строительства Рогунской ГЭС.
Вопрос рационального использования водных ресурсов является наиболее острым в регионе на протяжении последних десятилетий. Этот вопрос стал основным фактором напряженных отношений между Таджикистаном и Узбекистаном.
В странах верховья региона, Таджикистане и Кыргызстане, формируются почти 90% водных ресурсов Центральной Азии, однако большая часть этих ресурсов потребляется странами низовья - Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном, причем последний потребляет воду больше всех.
«Такое противостояние в формате верховье-низовье часто становилось источником напряжения и можно предположить, что в случае отсутствия своего скорейшего разрешения оно может привести к конфликту. Ключевым моментом здесь является возрастающее потребление водных ресурсов в летний период в целях ирригации со стороны стран низовья, на фоне использования воды странами верховья для целей обеспечения отопительных потребностей в зимнее время», - пишет в своей статье Струан Стивенсон, член Европейского парламента. Статья опубликована на сайте национального информационного агентства Таджикистана «Ховар» во вторник.
В настоящее время в Таджикистане реализуются гидроэнергетические проекты, которые направлены на обеспечение энергетической независимости республики, а также осуществления экспортных поставок дешевой электроэнергии в страны Южной Азии. Эти планы осуществимы, если будет реализован проект CASA-1000, предусматривающий строительство высоковольтных линий электропередачи из Кыргызстана и Таджикистана через Афганистан в Пакистан.
Мамадазимов заявил, что последние шаги властей Узбекистана могут быть расценены как попытка не допустить Таджикистан на «очень привлекательный и перспективный» южно-азиатский энергетический рынок. Политолог добавил, что узбекские власти осознают, что электроэнергия, вырабатываемая теплоэлектростанциями Узбекистана, не сможет конкурировать с электроэнергией, генерируемой на гидроэлектростанциях в Таджикистане.