«Asia Times»: Транскаспийский трубопровод становится приоритетом Туркменистана
09.11.11 18:45, Zamandash press - информационное агентство
Туркменистан надеется на Транскаспийский трубопровод
На прошлой неделе Министерство иностранных дел Туркменистана предъявило определенный упрек в адрес политических сил, которые пытаются использовать дипломатические и законные препоны, чтобы заблокировать заключение соглашения по строительству Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан, откуда туркменский газ будет проходить транзитом через Турцию в Европу, вероятно через газопровод «Набукко».
За несколько дней до этого президент России Дмитрий Медведев сказал, что, по мнению Москвы, была необходима «координация позиций» всех каспийских государств, что означает, что вето любой из стран будет достаточно для того, чтобы прекратить проект.
В мае 2008 года Туркменистан и Европейский Союз (ЕС) подписали меморандум по сотрудничеству в сфере энергетики, и они проводили регулярные двусторонние встречи на различных уровнях. Помимо этого, была организована рабочая группа на министерском уровне. Разрешение ЕС, предоставленное Европейской Комиссии только семь недель назад для того, чтобы провести переговоры по Транскаспийскому газопроводу, является «логическим продолжением этого процесса». Теперь под рассмотрением находится документ, который устанавливает основные положения, регулирующие поставку природного газа из региона Каспийского моря в Европу». Как сообщает информационное агентство «Bloomberg», предметом переговоров является лишь юридическое соглашение с Азербайджаном и Туркменистаном. Нет ничего нового в таком развитии событий. Стороны должны взять на себя подобное обязательство. Когда десять лет назад был построен нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТС), он стал первым трубопроводом в истории промышленности, в котором участвовали различные страны-производители, транзитные страны и государства потребители. Для этого потребовалась инновация системы обязательств. В конце концов, в рамках саммита, который состоялся в ноябре 1999 года в Стамбуле с участием членов ОБСЕ, были подписаны четыре соглашения. Это были соглашения по ценовым гарантиям, одно из которых было заключено между инвесторами и транзитными странами, одно по самому нефтепроводу, а также контракт на строительство. Чтобы обеспечить дальнейшие политические и экономические гарантии, всё это было далее ратифицировано парламентами заинтересованных стран и оформлено в рамках национального законодательства.
Они были сформулированы как двусторонние межправительственные соглашения, однако они охватили все аспекты: во-первых, были сформулированы все обязательства и обязанности правительств; во-вторых, были установлены обязательства и рамки, касающиеся отношений между правительствами и инвесторами; в-третьих, были отрегулированы отношения между правительствами, инвесторами и руководством исполнителей проекта; и в-четвертых, были определены всё выше перечисленное плюс подрядчики. Структура и содержание этого пакета соглашений подверглась критике по различным причинам.
Нет гарантии того, что документы, которые будут подписаны в рамках переговоров по трубопроводу «ЕС-Азербайджан-Туркменистан», будут структурированы таким же способом, и при всей вероятности, этого не произойдет. Однако всё еще остается факт, что документы, касающиеся этого спектра проблем, в некоторой степени являются предпосылкой для обеспечения безопасности деловой среды, без которой инвесторы не будут инвестировать свои средства, а строители не будут строить. Сотрудничество Туркменистана с его европейскими партнерами осуществляется «в конструктивной и деловой атмосфере», говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Туркменистана. Также в нем отмечается, что «такое сотрудничество будет продолжаться».
Возражение России, которая утверждает, что «все основные проблемы» относительно Каспийского моря должны решаться прибрежными государствами совместно, появилось после заключения соглашений на саммите в Тегеране в октябре 2007 года, которые были подтверждены в ноябре 2010 года на встрече в Баку. В работе этих саммитов приняли участие лидеры из пяти приморских стран - Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Тем не менее, единственная проблема, которая была упомянута в совместном документе, подписанном в Баку год назад, касалась контрабанды наркотиков, работорговли, организованной преступности и терроризма.
Также этот документ не стал даже окончательным соглашением по безопасности. Президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал это «важным шагом» процесса, который все еще находится в «подготовительной стадии». Между тем на северном побережье Каспийского моря продолжается сотрудничество России и Казахстана по вопросу добычи энергоресурсов, их развития и производства. Действительно, доказательством является то, что Казахстан поддержал Азербайджан и Туркменистан на саммите в ноябре 2010 года в Баку по вопросу их права принимать собственные решения относительно своих трубопроводов.
Подготовка к реализации контрактов, после которых станет возможным подписание трехсторонних соглашений, также идет своим чередом после того, как президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов одобрил вопрос о создании наблюдательного совета по продаже нефти, газа и химических продуктов иностранным государствам. Новая газовая компрессорная станция с пропускной способностью в 20 млрд. кубометров газа в год была запущена на юго-востоке страны в Даулетабаде.
Всё это не во благо газопровода «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия» (ТАПИ), поскольку в прошлом году Бердымухамедов проинформировал своих иностранных партнеров о том, что газ для ТАПИ будет поставляться не из Даулетабада, как это планировалось вначале, а из месторождения Южный Йолотан, в котором газ производится также для недавно построенного газопровода в Китай. (По результатам анализа, недавно проведенного аудтиорской компанией «Gaffney Kline», запасы месторождения Южный Йолотан составляют от 13,1 до 21,2 трлн. кубометров газа, что делает это месторождение вторым крупнейшим в мире по запасам природного газа).
Однако Даулетебад предоставляет газ для трубопровода «Восток-Запад», который пролегает через юг страны на туркменское побережье Каспийского моря. Туркменистан проводит реконструкцию трубопровода «Восток-Запад», ожидая того, что через него, в свою очередь, будет поставляться газ для Транскаспийского трубопровода. Его прогнозируемый новая пропускная способность в 30 млрд. кубометров в год равна всей возможной пропускной способности Транскаспийского трубопровода и почти равна планируемой мощи газопровода «Набукко».
Роберт Катлер «Asia Times», 4 ноября 2011 года Перевод - «InoZpress.kg»