"У нашего южного подбрюшья -- передел денег и мира, а у нас -- предвыборная кампания"
"Коммерсантъ FM", 01.02.2012 // 09:16
Предвыборная гонка в России в самом разгаре. Между тем, политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Станислав Кучер считает, что на президентскую кампанию могут повлиять события мирового масштаба, о которых пока не вспоминает ни власть, ни оппозиция.
Листаю вчера ленту новостей, думаю, чему бы посвятить утренний комментарий. Картина дня пресна и вторична. Когда критиковать Путина и "ЕдРо" было маргинально и местами опасно, я делал это с искренним удовольствием. Теперь, когда траектория полета режима предсказуема, как судьба "Фобос-Грунта"; а коллеги, которые пару лет назад языки ранили, соревнуясь в лизании нацлидера, стали задавать власти острые вопросы, мне искренне скучно в этом модном тренде. Плюс появляется интуитивное предчувствие, что настоящую бурю принесет совсем не тот ветер, которым сейчас не дышит только ленивый. Хорошо, что я помню совет одноклассника-хулигана: когда скучно дома, выйди на улицу. Я взглянул на картину мира и остановился на двух новостях.
Первая. Участники чрезвычайного саммита Евросоюза одобрили жесткие меры в отношении Тегерана, включая эмбарго на импорт иранской нефти. Новость вторая. Глава национальной разведки США Джеймс Клэппер заявил, что часть руководства Ирана склоняется к скорейшим атакам против США. Прибавив к этим двум новостям недавний визит в Вашингтон президента Грузии Саакашвили, я понял, что просто обязан поделиться с вами соображениями по поводу одной вероятности.
Повторю, это только вероятность. Но заключается она в том, что уже в феврале Штаты могут начать войну с Ираном. По-моему, это та версия, о которой имеет смысл пораскинуть мозгами. Превратись она в реальность, на нашем шарике кое-что изменится. И эти изменения, правда, даже сложно в сие поверить, рискуют отразиться и на внутриполитическом климате в России.
Итак. Заинтересованы Штаты в атаке на Иран? Безусловно. Иран в шаге от создания атомной бомбы. Иран постоянно угрожает, что нефть будет продавать только на Восток. Без контроля над Ираном американские энергетики никогда не осуществят свою давнюю мечту -- установление тотального контроля над углеводородами Ближнего Востока.
Иран угрожает американским интересам в регионе. Пока растет и крепнет шиитский Иран, существует оппозиция суннитским режимам, которые как минимум поддерживают, а, возможно, насаждают все те же очень, кстати, любимые мной Штаты. Никогда еще как сейчас не был силен накал в отношениях между Ираном и его соседями.
Кстати, хотя для Штатов это, конечно, не самый волнующий фактор: с разгромом Ирана они вплотную подходят к границам бывшего Союза. И подлетное время американских ракет сокращается с нынешних десятков до буквально нескольких минут.
А причем здесь Грузия? Да при всем. Подобно тому, как Узбекистан стал прекрасной базой для американской авиации накануне вторжения в Афганистан, Грузия -- идеальная база для переброски войск в Иран. В случае войны с Ираном геополитическое значение недавнего противника России в маленькой победоносной войне возрастает до заоблачных высот. Саакашвили обретает титул спасителя Отечества (не забываем, что 200 лет назад именно Иран поставил Грузию на грань выживания) и пожизненным национальным лидером. Я не утверждаю, что Штаты нападут на Иран в феврале. Но, повторяю, вероятность этого высока.
И вот мне любопытно: у нашего южного подбрюшья -- передел денег и мира, а у нас -- предвыборная кампания. Тоже, конечно, нескучная история. Короче, и на месте власти, и особенно на месте оппозиции я бы уже сейчас как минимум подумал, как себя вести, если столь экзотическое на первый взгляд "кино" американцы начнут снимать, разумеется, без нашего участия, скажем, до или во время мартовских выборов.