Баку разводит туркменский газ
Азербайджан дистанцировался от Транскаспийского проекта
05 апреля 00:05 | Газета ? 251 (251) | Московские новости
Алексей Гривач
Риски от участия в Транскаспийском проекте для Азербайджана выше, чем возможные дивиденды от транзита туркменского газа // © Другое
Азербайджан не спешит давать зеленый свет Транскаспийскому проекту, который призван открыть путь туркменскому газу в Европу в обход России. В Баку, судя по всему, понимают, что поставки газа из Туркменистана, превосходящие по объемам азербайджанские, представляют угрозу его коммерческим интересам. Тем более что Азербайджан еще не продал свои 10 млрд кубометров газа в Европу и сталкивается с новыми трудностями в организации транзита через Турцию.
«Транскаспийский газопровод не азербайджанский проект, а проект Туркменистана и Евросоюза. Азербайджан в настоящее время выступает в роли наблюдателя. После того как эти две стороны между собой договорятся, мы рассмотрим возможности и условия, на которых можем предоставить свою территорию для транзита газа по этому газопроводу», - цитирует главу азербайджанской госкомпании ГНКАР Ровнага Абдуллаева Интерфакс. Он также подчеркнул, что Баку не выступает в качестве партнера по реализации данного проекта, так как в нем «нет азербайджанского газа и каких-либо других интересов Азербайджана».
До сих пор усилия Еврокомиссии, которая является движущей силой этого проекта, были направлены на то, чтобы сделать Баку полноправным партнером в Транскаспийском проекте. В частности, планировалось заключить с Ашхабадом межправительственное соглашение о его реализации. Для проведения этих переговоров ЕК в сентябре прошлого года получила дипломатический мандат от Совета Европы, тем самым вызвав крайне негативную реакцию со стороны России.
Москва до сих пор высказывает крайнее неудовольствие вмешательством Брюсселя в дела на Каспии и требует того, чтобы трубопроводные проекты были предметом обсуждения и консенсуса между всеми пятью прикаспийскими державами. На днях эту позицию в Ереване вновь озвучил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Вчера дипломат был в Баку и, судя по всему, обсуждал в том числе данную тему.
Изменение публичной риторики Азербайджана по Транскаспию стало приятным сюрпризом для Москвы. До сих пор официальный Баку не столь жестко, но все же придерживался точки зрения, аналогичной мнению партнеров из Брюсселя и Ашхабада. Еще пару дней назад азербайджанский министр энергетики Натиг Алиев говорил, что переговорный процесс по строительству трубы по дну Каспийского моря идет на регулярной основе.
Впрочем, изначально было очевидно, что риски от участия в Транскаспийском проекте для Азербайджана гораздо выше, чем возможные дивиденды от транзита туркменского газа. Баку стремится стать серьезным игроком на газовом рынке Европы. Хотя пока его потенциальные возможности по долгосрочным поставкам на рынки стран ЕС ограничены 10 млрд кубометров ежегодно (причем не раньше конца десятилетия), относительно выгодное географическое положение и истерическое желание Брюсселя снизить зависимость от России дают Азербайджану хорошие стартовые условия. Но даже в этой ситуации переговоры с европейскими покупателями и Турцией идут тяжело, а сроки их завершения регулярно откладываются.
На сегодняшний день азербайджанский газ не продан, а маршрут его транспортировки не определен. Кроме того, вновь возникли разногласия с Анкарой, которые, как казалось, были урегулированы в конце прошлого года. Они касаются распределения долей в проекте Трансанатолийского газопровода (TANAP). ГНКАР (80%) и турецкая Botas (20%) договорились построить трубу для транспортировки газа через территорию Турции в Европу, но теперь в рамках подготовки межправительственного соглашения Анкара потребовала отдать ей контрольный пакет в проекте. Ровнаг Абдуллаев вчера заявил, что ГНКАР намерена оставить 51% у себя, а 29% распределит между BP, Statoil и Total, участвующими в проектах по добыче газа в Азербайджане. Эти разногласия грозят новой отсрочкой.
Говорить же всерьез о Транскаспийском проекте до того, как получит хорошие условия поставок собственного газа, Баку явно не намерен. Но даже достижение договоренностей с европейцами и турками по большому счету ничего не поменяет. Появление туркменского газа на рынке ЕС неизбежно приведет к росту конкуренции и ухудшению конъюнктуры для Азербайджана. Доходами от транзита покрыть вероятные потери от снижения цен вряд ли удастся. Кроме того, есть еще и риск обострения ситуации в Каспийском бассейне, так как Россия и Иран выступают категорически против несанкционированного строительства, а это негативно скажется на привлекательности, в том числе азербайджанских добывающих проектов.
Украина поддерживает Транскаспий
«Мы приветствуем и поддерживаем Транскаспийский проект», - сказал премьер-министр Украины Николай Азаров в ходе встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в среду в Баку. Премьер отметил, что Украина заинтересована в диверсификации поставок энергоносителей. Кроме того, он отметил, что когда стороны, участвующие в проекте строительства Транскаспийского газопровода, достигнут договоренностей, Украина готова рассмотреть вопрос своего участия.