CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Таджикская дилемма

27 июля 2012

Press Digest

27 Jul 2012, inozpress.kg

Таджикская дилемма

«International Business Times»

Таджикская дилемма

среда, 25 июля 2012 г. 16:40:48

Жесткий выбор Таджикистана: самый худший диктатор Центральной Азии или воинствующий мятеж исламистов?

Мир, похоже, забыл о Таджикистане.

Небольшая территория Таджикистана окружена горами и имеет необычную форму. Раньше эта центрально-азиатская страна входила в состав Советского Союза. По мнению большинства обозревателей, Таджикистан является самой бедной страной из всех государств бывшего Советского Союза. Эта центрально-азиатская страна не имеет выхода к морю. Со всех сторон она окружена Узбекистаном, Кыргызстаном, Китаем и Афганистаном. На севере от этой центрально-азиатской страны, примерно в тысяче километрах находится Россия, с которой Таджикистан имеет тесные, но напряженные отношения.

Но Таджикистан, который расположен на перекрестье Китая, России и Афганистана, обладает решающим значением и не стоит игнорировать слухи о растущих массах противников правительства. Общество, которое задумалось о борьбе и выживании, возможно, находится на грани насильственной перестройки.

Соперничество, которое осталось со времен гражданской войны, начало выливаться в сильные столкновения. Наблюдаются частые осложнения в отношениях между атеистами и исламистами, и они длятся уже на протяжении многих десятилетий. А человек, который правит Таджикистаном с момента обретения независимости этой страны от Советского Союза, по-прежнему правит жестко. Но в настоящее время президент Таджикистана Эмомали Рахмон находится в опасном положении.

Во времена войны

В прошлом Рахмон был советским аппаратчиком. Благодаря своим связям с Москвой он получил влияние над Таджикистаном, когда эта страна входила в состав СССР - в те времена его официальная фамилия была Рахмонов. (Большинства жителей Центральной Азии добавляют к своим именам русское окончание «ов». В знак уважения к своим персидским корням в 2007 году президент Таджикистана вычеркнул две последние буквы из своей фамилии).

Сразу после распада СССР в 1991 году Таджикистан погряз в гражданской войне. С одной стороны находились правительственные силы. Во главе правительственных сил находились главы Коммунистической партии Таджикистана. С другой стороны была оппозиция. В рядах оппозиции находились этнические группы, либеральные демократы и исламисты.

Вскоре после начала гражданской войны в 1992 году было сформировано новое коалиционное правительство. Оно, как и во времена Советского Союза, состояло из людей, которые были преданы России. Рахмон стал главой нового правительства. Его правительство не церемонилось с оппозицией. С его приходом к власти наступила самая кровавая фаза в гражданской войне. В то время международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч» сообщила, что «Таджикистан стал местом, где наблюдается нарушение прав человека». Во время гражданской войны, которая поглотила весь Таджикистан, были убиты от 20 до 100 тысяч человек, а экономика этой страны была разрушена.

С самого начала Рахмон был беспощаден. «10 декабря 1992 года военизированные формирования, которые боролись на стороне правительства, вошли в Душанбе, столицу Таджикистана. Военизированное формирование, которое воевало на стороне правительства во время гражданской войны под руководством «Народного Фронта Таджикистана», казнило и «похитило» людей из Памира и Гарма (регионов Таджикистана, которые поддерживали оппозицию)», говорится в докладе международной правозащитной организации «Хьман Райтс Вотч».

Беспощадные репрессии продолжались более года, но оппозиционеры смогли найти приют в соседнем Афганистане. Это позволило усилить влияние исламистов на таджикскую оппозицию.

Самый худший период насилия закончился в 1994 году, но гражданская война официально продолжалась до 1997 года, когда представители обеих сторон подписали мирное соглашение в Москве. Правительство Таджикистана стало победителем в гражданской войне, а Рахмон остался у руля и продолжил сохранять контроль над воюющей страной.

Развал На сегодняшний день экономика Таджикистана рухнула. По оценкам ЦРУ, более половины населения живет за чертой бедности. Но, несмотря на бедственное положение населения страны, таджикская элита богатеет с каждым днем - собирает подать и занимается коррупцией - в Душанбе. Рабочих мест мало. Показатели безработицы трудно отследить, поскольку правительство стремится преуменьшить эти статистические показатели. Самым надежным источником дохода для населения Таджикистана стали денежные переводы, которые пересылают работающие за рубежом мигранты.

В настоящее время из-за проблем в мировой экономике количество денежных переводов сократилось, а у многих мигрантов не остается выбора, кроме того, как вернуться обратно в Таджикистан, где у них не так много возможности для того, чтобы трудоустроится.

Но, несмотря на вышеупомянутые факторы, у таджиков остается один вариант для того, чтобы заработать деньги - торговать наркотиками из соседнего Афганистана. «New York Times» сообщила, что более половины героина, который экспортируют из Афганистана по территории Центральной Азии, сначала проходит через Таджикистан, через те части границы, где есть плохо обученные сотрудники службы безопасности страны, либо через те места границы, где можно подкупить этих самых сотрудников безопасности.

Существуют опасения о том, что после того, как из Афганистана в 2014 году уйдут войска НАТО, беззаконие в Таджикистане будет только расти. Также есть опасения по поводу того, что Афганистан вновь погрязнет в войне.

Поскольку «арабская весна» бушует по всему Ближнему Востоку, многие жители Таджикистана - 85 % сунниты - пытаются отвоевать свою религиозную свободу. И, несмотря на сильное сопротивление правительства, население прилагает всевозможные усилия к тому, чтобы освободиться от ига Рахмона.

Оппозиция В 2011 году Рахмон председательствовал во время рассмотрения нескольких спорных нерелигиозных законов. Один постановил, что любой таджикский студент, который изучает религию в странах Ближнего Востока, должен вернуться домой. В другом постановлении он запретил несовершеннолетним присутствовать в мечетях во время религиозных служб.

Также появились сообщения о том, что в этой центрально-азиатской стране стали часто задерживать и преследовать мужчин с бородами и женщин в хиджабе (платках). В этом месяце правительство Таджикистана объявило, что оно намерено ввести цензуру в Интернете. Также правительство объявило о том, что пользователей, которые критикуют правительство этой страны, будет ожидать судебное преследование.

По мнению некоторых аналитиков, такое поведение правительства может вынудить граждан этой страны вступить в ряды оппозиции, что может ощутимо укрепить существующие оппозиционные группы.

В прошлом году Международная кризисная группа сообщила, что в Таджикистане появилось новое поколение таджиков, которые имеют туманные представления о жестокой гражданской войне, которая охватила в прошлом эту страну. Организация также утверждает, что в отличие от своих родителей, молодое поколение таджиков не боится бросить вызов репрессивному режиму Рахмона. «В настоящее время нерелигиозное руководство Таджикистана, которое получило образование во времена Советского Союза и пришло к власти во время гражданской войны, столкнулось с обществом, которое склонно к законам и традициям ислама. Реакция властей на подобное поведение людей можно считать неумелым», говорится в докладе Международной кризисной группы. «Чиновники утверждают, что главная оппозиционная партия - Партия исламского возрождения Таджикистана - стала обретать более радикальные черты. Неправильные законы могут навлечь большую беду», отметила Международная кризисная группа.

Опасные пути

Во вторник Таджикистан стал свидетелем нового ряда ожесточенных столкновений, которые происходили в этой стране время от времени после окончания гражданской войны. События развернулись в городе Хорог, который является столицей автономной Горно-Бадахшанской области. Хорог расположен на реке Пяндж, которая разделяет Таджикистан и Афганистан. По некоторым данным, столкновения, которые произошли в Хороге, могут стать самыми смертоносными из тех, которые наблюдались в Таджикистане в последнее время. Один официальный представитель таджикской больницы рассказал в интервью BBC, что число погибших превысило 200 человек. В свою очередь правительственные чиновники сообщили агентству AFP, что погибли лишь несколько десятков человек. Чиновники также сообщили, что среди арестованных повстанцев есть граждане Афганистана.

Насилие началось в субботу со смерти генерала государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Абдулло Назарова. ГКНБ является преемницей КГБ, а сам Назаров имел тесные связи с правительством Рахмона. Группа повстанцев остановила автомобиль Назарова и избила его до смерти. В убийстве генерала обвинили бывшего командира сил оппозиции Толиба Айомбекова. «Guardian» сообщила, что Айомбеков отрицает обвинения и утверждает, что Назаров «упал и ударился головой о камень, что привело к смертельному исходу».

Во вторник утром правительственные войска изолировали Хорог путем блокирования дорог и отключения телефонных линий. Жителям велели оставаться в своих домах. Одна оппозиционная партия заявила AFP, что подход правительства был, как обычно, жестким. Также представители партии рассказали, что возмездие правительства было «направлено против населения, а не криминальных элементов», и что «политическое руководство страны несет прямую ответственность за случившееся».

Вне контекста

Поскольку конфликт в Горно-Бадахшанской автономной области набирает свои обороты, становится все более очевидным, что репрессивному правительству Таджикистана будет трудно поддерживать порядок до тех пор, пока повстанцы угрожают безопасности в соседнем Афганистане.

Рахмон и его правительство преследовали боевиков вдоль границы с Афганистаном, они также использовали угрозу терроризма, чтобы убедить таджиков, что необходима сильная национальная безопасность.

Но все больше граждан Таджикистана, которые выступают в поддержку исламистов, осознают, что деспотичный стиль правления Рахмона противоречит их идеалам, а линия фронта становится все более размытой. В настоящее время есть большая вероятность того, что Таджикистан станет следующим мусульманским государством, в котором начнется народное восстание против непопулярного режима.

Против Рахмона есть серьезные и законные обвинения, и они исходят как со стороны международного сообщества, так и со стороны его собственных граждан. Его изгнание может стать позитивным изменением, но если афганские боевики смогут ухватиться за возможность обрести новую цитадель в Центральной Азии, народное восстание может привести к новым угрозам. «Президент Рахмон отрицает, что североафриканский сценарий народных волнений и восстаний может произойти в Таджикистане. Несмотря на различные обстоятельства, такая уверенность вызывает сомнения. Таджикистан настолько уязвим, что маленькая и локализованная проблема может быстро перерасти в угрозу для существования режима. Таджикистан не является исключением из правил», говорится в докладе Международной кризисной группы.

И поскольку афганские повстанцы имеют большую возможность, чтобы заполнить потенциальный вакуум власти, волнения в Таджикистане являются проблемой не только для режима Рахмона, но и для глобальной безопасности в целом.

Джейси Фортин «International Business Times», 25 июля 2012 года Перевод - «InoZpress.kg»

inozpress.kg

Предыдущая статьяВ Афганистане задержаны лица, имеющие связи в Хороге » Avesta.Tj - информационная служба
Следующая статьяВ Афганистане в преддверии вывода иностранных войск начались дезертирства полицейских