Российско-киргизские и таджикско-российские переговоры. В чем разница?, - эксперты
Avesta.Tj | 21.08.2012
На прошлой неделе Кыргызстан и Россия достигли консенсуса по основным политическим, военным и экономическим составляющим сотрудничества.
В частности стороны договорились, и нашли точки соприкосновения в вопросе пребывания российских военных в этой стране. Также успешными прошли переговоры об участии РФ в строительстве ГЭС в Кыргызстане.
На этом фоне никак нельзя обойти таджикско-российские переговоры по военной базе, и другим направлениям двухстороннего сотрудничества, которые никак не могут найти положительное решение.
В связи с "секретностью" данного процесса возникает естественный, на первый взгляд банальный вопрос: в чем дело? Почему соседи смогли договориться, а мы никак не можем, хотя время от времени высокопоставленные политики, что с одной, что с другой стороны заявляют, что они (переговоры) проходят успешно и близятся к завершению?
Вот, что думают об этом независимые таджикские эксперты:
«Таджикистану остро не хватает высококвалифицированных переговорщиков для защиты национальных интересов на высоком уровне, заявил в интервью "Авеста" председатель Национальной ассоциации независимых политологов Таджикистана (НАПТ) Абдугани Мамадазимов.
По его словам, дефицит переговорщиков ощущается не только на самом высоком, но и на региональном уровне. «Примеров сказанному много. В частности, по вопросам импорта ГСМ на беспошлинной основе, или пребывания российской военной базы", - отметил Мамадазимов.
"Нашим чиновникам не удалось хотя бы получить у России 170 тыс. тонн беспошлинных нефтепродуктов. В сравнении с нами, по этим вопросам соседний Кыргызстан ведет успешную политику, при этом защищая свои национальные интересы", - подчеркнул он.
"Недавно в кыргызско-российских переговорах они (Кыргызстан) отстояли свою принципиальную позицию по вопросам дальнейшего пребывания российского военного контингента и по экономическим составляющим, чего нельзя сказать про Таджикистан», - считает политолог.
Мамадазимов также отметил, что в переговорах существует жесткая линия упрямства, или достижение консенсуса. "Жестка линия или линия упрямства, может привести к охлаждению отношений, а иногда к санкциям. Что же касается таджикско-российских переговоров по военной базе, в том, что процесс идет медленно, а иногда заходит в тупик, то тут вина, или ошибка лежит на обе стороны. Если одна сторона ведет жесткую линию, то другая сторона на основе консенсуса, должга аргументировать свои доводы фактами и убеждениями", - считает он.
«По вопросу дальнейшего пребывания российской военной базе на территории РТ приемлемым для нас было бы продление срока на 10-15 лет. Однако, необходимо учесть зависимость Таджикистан от России по вопросам трудовой миграции. Данная зависимость закончится только тогда, когда власти Таджикистана создадут, по меньшей мере, более 300 тыс. рабочих мест, иначе "зависимость" продолжится», - резюмировал Мамадазимов.
Независимый политолог Парвиз Мулоджнов считает, что успех соседнего Кыргызстана в переговорах с Россией заключается в том, что киргизы изначально, прежде, чем размещать российский военный контингент, договорились о вложение российского капитала в реализации экономических проектов.
"С другой стороны экономическая ситуация в Кыргызстане намного лучше, чем в Таджикистане. Там хорошо развит средний и малый бизнес, а также работают промышленные предприятия. В Таджикистане присутствует неблагоприятный инвестиционный климат, что препятствует, не только вложению иностранного капитала, но и внутренних инвестиций", - подчеркнул Муллоджонов.
По его мнению, в вопросе дальнейшего пребывания российской военной базы на территории Таджикистана позиции сторон не пересекаются. "Россия считает, что ее база должна присутствовать на длительный срок и на бесплатной основе. Российские эксперты и военные аналитики склонны считать, что в начале 90-х при помощи РФ в Таджикистан пришел долгожданный мир, много сделано для обеспечения безопасности РТ, и, по их мнению, эти заслуги дают множество привилегий российской стороне", - пояснил эксперт.
"С другой стороны в регионах Таджикистана время от времени возникают вооружённые конфликты, что на руку тем странам, в частности РФ, преследующи в Таджикистане свои цели", - подчеркнул Муллоджонов.
"Этот фактор может послужить применению шантажа в решение того или иного вопроса. Более того, Россию раздражает многовекторная внешняя политика Таджикистана», - резюмировал он.