CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

"Обходной маневр"

19 января 2013

"Обходной маневр"

Насколько успешными окажутся попытки Ирана уйти от жесткой дилеммы в ядерном кризисе?

19 января 2013/ЭХО

Т.АНСАРИ

Очередной раунд переговоров между МАГАТЭ и Ираном закончился, похоже, ничем. Сторонам удалось договориться только о том, что следующий состоится 12 февраля в иранской столице, передает агентство Франс Пресс со ссылкой на иранские СМИ.

Напомним: накануне в Тегеране закончилась встреча представителей ведомства с иранской стороной, которая, по данным дипломатических источников, не принесла ощутимых результатов. По словам главного переговорщика МАГАТЭ по иранской ядерной программе Германа Накертца, целью переговоров является окончательное соглашение по структурному подходу к решению ядерной проблемы Ирана. Также ведомство заявляло о необходимости доступа своих специалистов на военную базу в городе Парчине, где, по мнению экспертов, могли проводиться ядерные эксперименты.

Накануне в Иране попытались убедить Запад в том, что ядерная программа ИРИ исключительно мирная, весьма неожиданным для западной дипломатии способом. Министерство иностранных дел Ирана заявило, что правительство страны будет выполнять религиозное постановление верховного лидера ая- толлы Али Хаменеи, которое запрещает использование ядерного оружия. Духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи действительно объявил в прошлом году, что Тегеран не пытается получить ядерное оружие и что такое оружие является греховным, притом опасно и бесполезно.

Пресс-секретарь МИД Рамин Мехманпараст сказал, что Западу следует понять важность этой фетвы для Ирана, и подчеркнул, что нет ничего более важного, чем установить рамки для деятельности в ядерной области. Он провозгласил готовность Тегерана прояснить вопросы, касающиеся его ядерной про- граммы, в рамках переговоров с МАГАТЭ. А затем господин Мехманпараст подверг критике агентство, отметив, что хотя Иран ответил на все его вопросы в прошлом, оно продолжает "выдвигать но- вые обвинения на основании требований наших врагов". Он, видимо, имел в виду обращение МАГАТЭ с призывом допустить инспекторов на военную базу Парчин, где, по подозрениям Израиля и Запада, прохо- дили испытания детонатора для ядерного устройства, предполагают израильские эксперты. Пресс-секретарь иранского МИД подчеркнул, что "если каждый день агентство будет выдвигать новые требования инспектировать военные объекты Ирана, это никогда не закончится". В декабре Иран за- явил, что на базу в Парчине инспекторы будут допущены, когда страна избавится "от региональных угроз". То есть в таком случае полноценные инспекции будут отложены "до греческих календ".

А ситуация тем временем продолжает накаляться. Наибольшую обеспокоенность в связи с ядерными приготовлениями Ирана по вполне понятным причинам испытывают в Израиле. Причем здесь опасаются не столько применения Ираном атомного оружия, сколько статуса неприкасаемости, которого он достигнет, обладая им, подобно Северной Корее. Получив ядерный зонтик, Тегеран сможет безнаказанно дестабилизировать ситуацию по всему Ближнему Востоку, а его передовые отряды - "Хезболлах" и "Исламский джихад" будут способны поднять планку в террористической войне против Израи- ля.

На первый взгляд, Ирану в нынешней ситуации практически ничего не мешает, подобно крыловскому коту Ваське, "слушать да есть". То есть всячески тормозить вопрос инспекций, превращать их в предмет торга непонятно за что - и при этом продолжать работы по своей ядерной программе.

Однако возможностей "слушать да есть" у Ирана все меньше. Как указывает "Лента.ру", накануне президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад впервые признал ущерб от экономических санкций, которые США и Евросоюз ввели против Тегерана, передает "Аль-Джазира". В выступлении перед парламентом 16 января Ахмадинеджад заявил, что Иран должен преодолеть зависимость от нефтяных доходов, чтобы снизить эффект от западных санкций. По его словам, наложенные мировыми лидерами ограничения привели к замедлению темпов экономического развития и нарушили внешнюю торговлю страны. В качестве альтернативы нефти он предложил использовать в качестве источника доходов продукцию горнодобывающей промышленности и древесину, передает Associated Press. Ахмадинеджад подчеркнул, что "враги" используют слабые места в экономике Ирана для давления на власти. В связи с этим он также призвал изменить распределение средств в стране. На данный момент 25 процентов валового национального продукта сконцентрировано в Тегеране, а инвестиции нужно делать более равномерно, заявил президент. Кроме того, Ахмадинеджад предложил урезать правительственные субсидии на энергетику, в частности, благодаря которым в Иране одни из самых низких цен на топливо в мире. Впрочем, парламент эту идею не одобрил.

В те же дни национальное телевидение передало слова высшего лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Он поспешил заявить, что Запад не добьется своих целей с помощью санкций. Ранее иранские официальные лица уже критиковали зависимость экономики от нефти, однако впервые об этом заговорили публично на высшем уровне. Судя по всему, социально-экономическое давление санкций достигло уже той черты, когда даже в условиях известной жесткости исламского режима власти ИРИ не в силах его игнорировать.

При этом возможностей выйти из тупика, сохранив при этом лицо, у Ирана немного. Уступить на переговорах с МАГАТЭ после стольких лет упорной "отрицаловки" - это гарантированно потерять лицо. Продолжать прежний курс тоже рискованно.

На этом фоне Иран, похоже, решил использовать тактику силового шантажа. Конечно, ударить по Брюсселю и Вашингтону здесь не смогут, но вот сопредельные страны и расположенные на их территории американские военные базы уже в пределах досягаемости. Во всяком случае, как сообщило агентство Fars, Старший консультант генштаба Ирана, генерал Мортеза Корбани выступил с предупреждением вражеским государствам. Генерал заявил, что 2000 вражеских баз в пределах 2 тыс. километров находятся в пределах досягаемости иранских вооруженных сил. Одновременно командующий ВМС вице-адмирал Сайяри отметил, что недавние учения ВМС прошли очень успешно. В частности, были успешно испытаны несколько противокорабельных ракет, а также торпеды иранского производства и зенитные ракеты "Мисак".

Однако не меньшую ценность для Ирана сегодня представляют возможности обхода санкций. Где весьма важным каналом остается Армения. Показательно, что экономическое сотрудничество ИРИ с этой страной растет. Армения готова к взаимовыгодному сотрудничеству с северо-западной провинцией Ирана, Восточным Азербайджаном, в автомобилестроительной промышленности, заявил губернатор Сюникской области Армении Сурен Хачатрян на встрече с губернатором Восточного Азербайджана Алирезой Бейги в Тебризе, сообщает иранское агентство Fars. "Сюникская область может проложить путь для выхода автомобильной промышленности Восточного Азербайджана на мировые рынки путем создания сборочных линий иранских автомобилей",- сказал Хачатрян. Он отметил, что у двух стран есть значительный потенциал для увеличения и активизации совместных инвестиций. Армения является членом Всемирной торговой организации, и ее валовой внутренний продукт достигает 9,4 млрд. долларов. В прошлом месяце посол Ирана в Ереване Мохаммад Реиси подчеркнул многовековые и тесные связи и сотрудничество между Тегераном и Ереваном, и сказал, что отношения с Арменией имеют большое значение для Ирана, напоминают "Новости- Армения", указывая, что в последние годы Иран и Армения расширили партнерство, подписали соглашения о сотрудничестве в энергетической сфере и договорились о сотрудничестве в области технологий и научных исследований, а также о расширении связей в области торговли и экономики.

На этом фоне Новости Армении - NEWS.am приводит - с сокращениями - весьма любопытную статью аспиранта Оксфордского университета Арута Гарри Семерджяна, опубликованную в американской "The Hill". Автор которой - случайно или намеренно - выбалтывает многие деликатные подробности ирано- армянских взаимоотношений. "В то время как Запад недавно ужесточил санкции против Ирана, его единственный христианский сосед принял иной подход к Исламской Республике. Политические ограничения и отсутствие возможностей принудили не имеющую выхода к морю Армению принять политику, отличающуюся от политики Запада, по одной основной причине - выживание, - уверяет он. - Армения расположена на Южном Кавказе, одном из наиболее нестабильных регионов в мире, где Восток встречается с Западом и Север - с Югом. Она находится на перекрестке ислама и христианства." После чего принимается жаловаться: "Из всех стран региона география и история были наиболее суровы к Армении. Страна находится в блокаде со стороны двух из четырех соседей - Турции на западе и Азербайджана на востоке и юго-западе, что равняется примерно восьмидесяти процентам границ страны. Ее граница с часто нестабильной Грузией остается открытой на севере, как и небольшая 35-километровая граница с Ираном, которая называется "границей жизни" для культурно богатой, но бедной ресурсами страны с населением 3 миллиона человек."

Поясним: то, что Семерджян именует "блокадой", на самом деле является следствием агрессивной политики самой Армении. Где никак не могут уяснить для себя, что невозможно оккупировать территорию одного своего соседа, не признавать границ другого - и при этом использовать их территории для собственного транзита. И точно не стоит жаловаться, что это такая-сякая "Турция разорвала отношения с Арменией и закрыла свои границы в знак солидарности со своими этническими родственниками, азербайджанцами. Отношения Армении с Турцией остаются напряженными из-за "геноцида армян 1915 года" (здесь и далее кавычки наши. - Ред.), когда почти все армянское население Османской империи, два миллиона человек, было стерто путем массовых убийств и депортаций. Турция до сих пор отрицает геноцид, несмотря на исторические свидетельства и международное давление признать преступления, совершенные ее предшественниками."

Куда интереснее, однако, другой пассаж армянского аналитика: "Учитывая историческое соперничество Ирана с Турцией и Россией за влияние на Кавказе, его напряженные отношения с Азербайджаном из-за отклонения этой страной исламского порядка и свою международную изоляцию, Иран в последнее время укрепил свои экономические, политические и культурные связи с Арменией. Кроме того, на севере Ирана проживает более 15 миллионов азербайджанцев (в два раза больше, чем население Азербайджанской Республики), что вызывает беспокойство у Ирана в связи с потенциальным сепаратистским движением. В условиях страха из-за этой угрозы слабый Азербайджан - в наилучших интересах Ирана, и Армения становится важным рычагом в этом отношении. Таким образом, мы видим ситуацию с необычными международными отношениями, в которых интересы исламской республики совпадают с интересами христианского государства в ущерб другой мусульманской стране. Для Армении теплые отношения с Ираном становятся вопросом выживания, а для Ирана крошечная Армения становится выходом для восстановления связи с миром и средством для оказания давления на Азербайджан." Предельная откровенность. Правда, при этом остается неизвестным, какие фетвы аятоллы Хаменеи существуют на этот счет, или же духовный лидер ИРИ предпочитает вообще не замечать таких "превратностей" политики собственной страны.

echo.az

Предыдущая статьяНевидимая война Ирана
Следующая статьяСША благодарят Кыргызстан за "Манас"