История Афганской войны (2001-2012). Часть 9
18.01.2013, Новое восточное обозрение
Никита Мендкович
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8
В начале 2010 г. в прессу попал закрытый доклад командующего МССБ в Афганистане С.А.Маккристала, в котором он излагал основы новой стратегии иностранных сил в Афганистане. Видимо, утечка носила плановый характер и была призвана показать, что у руководства США есть план победы в афганской войне.
Основной акцент в докладе Маккристала делался на необходимости перехватить военную инициативу у боевиков и расширить зону деятельности войск МССБ и увеличить их численность1. Было необходимо исключать ситуации, когда иностранные войска не контролировали территорию вокруг баз вне периодов войсковых операций2. Следует подчеркнуть, что данная концепция предусматривала ориентацию не на контроль над территорией, а на «защиту населения», т.е. экспансию в населенных районах.
В рамках этой стратегии МССБ стали расширять сеть опорных пунктов вне основных баз: боевых форпостов (combat outposts - COPs) и постов наблюдения (Outlook Posts - OP). Такие объекты создавались и ранее, но теперь с ростом численности личного состава их сеть удалось несколько расширить. По имеющимся данным, это обычно укрепленные участки площадью в несколько соток и с гарнизоном не более 100 чел. (обычно 40-50). Часто гарнизоны являются смешанными, афгано-американскими. Форпосты являются базой для патрулирования удаленных от основных баз районов. Форпосты, находящиеся вдалеке от больших дорог, снабжаются исключительно по воздуху с использованием вертолетов3.
Как мы уже упоминали, ставку предполагалось также делать на более тесное взаимодействие, «консолидацию» и «интеграцию», с афганскими армией и полицией, что соответствовало положениям опубликованных ранее «тактических директив»4.
Весьма ценным был опыт сотрудничества иностранных войск и национальной армии5, открывавший для афганских военных возможность получить практический опыт современной войны, усвоить схемы и приемы работы, применяемые армиями НАТО. Директивные документы МССБ предусматривали совместную работу афганских и международных сил, направленную на очистку территорий от боевиков, закрепление на них с последующей передачей ответственности исключительно национальным силам6.
Однако документ содержал ряд моментов, касающихся новой стратегии антитеррористических действий. С.А.Маккристал призывал отказаться от проведения слабо подготовленных войсковых операций и ставки на воздушные удары, а больше обращать внимание на захват пленных, которые могли стать важным источником оперативной информации. Работа МССБ с арестованными подозреваемыми оставалась слабым местом иностранных войск на протяжении всей войны. Основным местом содержания пленных оставалась база в Гуантанамо, местом предварительного заключения - тюрьма при базе в Баграме, где одновременно содержались несколько сотен человек7.
Попытки как-то систематизировать работу с задержанными предпринимались, начиная с середины 2000-х гг. Вводился новый порядок сбора данных об арестованных, их содержания. Была создана система пропаганды, ориентированная на данный контингент8. Однако оперативная работа с арестованными оставалась на достаточно низком уровне.
Можно вспомнить, что из-за недостатков в делопроизводстве из плена был освобожден видный полевой командир Абдул Закир, сейчас возглавляющий одну из трех «фронтовых шур» Талибана9. Очень низкий уровень культуры оперативной и аналитической работы демонстрирует, например, текст секретного доклада МССБ, написанного в 2011 г. на основе допросов арестованных талибов10.
Маккристал предлагал разгрузить МССБ от обязанностей по оперативной работе с арестованными боевиками, максимально быстро передавая их афганскому Управлению Национальной Безопасности или полиции11. Предполагалось, что при необходимости иностранные военные будут иметь доступ к материалам допросов этих людей органами правопорядка и использовать их при планировании новых операций.
С позиций современных знаний можно утверждать, что данный подход оказался достаточно эффективным. Афганские оперативники не имели проблем с культурно-языковым барьером, что позволяло собирать достаточное количество важной информации. Происходит своего рода революция в предотвращении терактов и раскрытии бандпособников, легально проживающих в населенных пунктах12. Подчеркнем, что эти успехи не означают отсутствие недостатков в работе афганских спецслужб13. Там часто встречаются факты применения пыток с целью фиктивных признаний, не имеющих оперативной ценности, фальсификация дел и т.п. Однако их потенциал в работе с афганскими боевиками явно больше, чем у иностранных контрразведчиков.
Кроме того, следует обратить внимание на важное новшество, связанное с ориентацией на захват пленных. С 2009 г. МССБ начинают шире применять т.н. «ночные рейды» вместо воздушных ударов по предполагаемым местам нахождения боевиков. «Рейды» не являются классическими контрпартизанскими войсковыми операциями, т.к. проводятся мобильными группами спецназа, которые оперативнее десантируются в район предполагаемого местонахождения боевиков (чаще всего, в ночное время) с целью захвата и уничтожения отряда. Причем основной целью подобных акций является не столько уничтожение живой силы противника, сколько пленение или ликвидация лидеров террористов. Наряду со сменой тактических схем, в 2009-2010 гг. происходит рост общего числа антитеррористических операций, что также являлось причиной успехов МССБ14.
Разумеется, тактика рейдов не исключает возможности случайных убийств мирных жителей, аресты непричастных лиц в ходе операций и т.п.15, однако, несомненно, это лучше, чем акцент на воздушные атаки против боевиков. По имеющимся данным, в ходе «новых рейдов» с декабря 2009 по сентябрь 2011 гг. было убито более 3000 боевиков, арестовано более 7100 чел. Наиболее широкое распространение «рейды» спецназа МССБ (чаще всего американских подразделений) получили в период командования генерала Д.Петрэуса, а после его отставки их число стало сокращаться16.
В целом практика «ночных рейдов» может быть признана успешной и со стратегической точки зрения. Подобные операции создают среди боевиков нервозность, необходимость постоянно менять местоположение, в т.ч. в ночное время. Для многих полевых командиров хронической проблемой становится недосып, а связанные с новыми особенностями войны физические нагрузки оказываются неприемлемы для старшего поколения полевых командиров17.
В конце 2011 г. проведение этих операций было возложено на афганский спецназ, однако статистика операций показала меньшую долю пленных в структуре потерь боевиков в результате рейдов18. Это может быть связано и с более слабой выучкой афганских военных, и с сознательной практикой убийства максимального числа противников. Подобные тенденции обусловлены и общей жестокостью любой гражданской войны, и опасением, что арестованные могут быть освобождены из-за коррупции в судах19.
Число крупных военных операций в этот период, видимо, несколько сократилось, а их основной целью стало освобождение конкретных территорий или населенных пунктов, которые удерживались талибами или подвергались атакам с их стороны. Классическими примерами такого подхода являются операции «Дахана» (2009) и «Моштарак» (2010), проводившиеся совместно с афганскими частями. Их итогом стало вытеснение талибов из конкретных населенных пунктов.
Разумеется, изложенное не является причиной для отказа от применения воздушных ударов по отрядам и лагерям противника. Данная практика до сих пор широко применяется против инфраструктуры террористов в Пакистане. Несмотря на то, что она приводит к жертвам среди мирного населения, в нынешней политической ситуации использование беспилотников против пакистанских баз противника является безальтернативной.
Вообще следует учесть, что успехи МССБ в 2010-2011 гг. могли быть связаны и с тем, что иностранные войска, наконец, накопили достаточный опыт действий в Афганистане. Непростые рельеф, климат, социально-экономические условия делали страну крайне непростым театром для ведения антипартизанской войны, что заставляло командование стран НАТО действовать, приспосабливаясь к афганским условиям.
Накапливался и систематизировался тактический и стратегический опыт, полученный НАТО в Афганистане, что отражено в публикациях военной печати США и пособиях, выпущенных МССБ. Изучение контрпартизанской войны вообще пережило расцвет в 2000-х гг. В 2002-2006 гг. по этой тематике вышло исследований больше, чем за предыдущие 40 лет20. В военном экспертном сообществе США происходит переосмысление некоторых основополагающих подходов к этой проблеме21.
Техника, предназначенная для войны в Афганистане, модернизировалась, видимо, с учетом афганского опыта22. Началось активное обновление армейского обмундирования американских вооруженных сил: начинают использоваться ботинки RAT (Rugged All Terrain) и комплект многослойной армейской формы (Marine Clothing Layering System), ориентированные на использование в горной местности. Кроме того, в Афганистане и Ираке впервые была опробована огнеупорная одежда FROG для экипажей вертолетов и бронетехники.
Фактически 11 лет войны в Афганистане значительно преобразили вооруженные силы США. Вид и причины этих преобразований необходимо учитывать при анализе военных аспектов внешней политики Соединенных Штатов в будущем. Кроме того, опыт афганской войны 2001-2012 гг. может представлять ценность и для других государств, сталкивающихся с проблемами регионального терроризма и необходимостью разработки военно-полицейских мер по его подавлению.
Окончание следует
Мендкович Никита Андреевич, историк, экономист, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
1McChrystal S. A. Report on Commander Initial Assessment to Gates R. M. August 30, 2009. P. II-15.
2Ср. Giustozzi A., Reuter C. The Insurgents of the Afghan North. AAN Thematic Report 04/2011. Kabul: Afghanistan Analytics Network, 2011. P. 24-25.
3По материалам видео-дневников американских военных в ИРА: Combat Outpost in Afghanistan, загружено 16 октября 2011; Combat Outpost Tour in Afghanistan, загружено 6 декабря 2011. См. также репортаж канала «Аль-Джазира» с форпоста в Нуристане, захваченного Талибаном от 10 сентября 2009.
4McChrystal S. A. Report on Commander Initial Assessment: P. II-19. Ср. The Tactical Directive, Headquarters ISAF/COM/08. December 30, 2008.
5Sidevill M. Afghanistan: The 2011-14 Campaign // NATO site, January 25, 2011.
6Counterinsurgent's Guidebook. The application of COIN doctrine and theory. Version 2. Camp Julien (Kabul): Counterinsurgency Training Center - Afghanistan, 2011. P. 33-42.
7Coffey L. Detainee Operations in Counterinsurgency Operations: Lessons from Afghanistan 2005-2006 // Small War Journal, September 1, 2009.
8См. Standard Operating Procedures for Detention of Non-ISAF Personnel. SOP 362. August 2006.
9В Афганистане бытует версия, что его освобождение было частью какой-то сделки с боевиками (Архив ЦИСА, 2011), однако мне это предположение представляется сомнительным.
10State of the Taliban. Secret / Rel. ISAF. January 6, 2012. Анализ и критику этого документа см. в моей работе Мендкович Н.А. Показания талибов и современный Талибан // Афганистан.ру, 5 марта 2012.
11McChrystal S.A. Report on Commander Initial Assessment... P. II-16.
12См., например, Менндкович Н.А. Военная ситуация в Афганистане осенью 2011 г. // Афганистан.ру, 22 ноября 2011.
13Treatment of Conflict-Related Detainees in Afghan Custody. October 2011. Kabul: UNAMA, 2011. P. 1, 18.
14Giustozzi A., Reuter C. The Insurgents of the Afghan North. P. 29.
15The Cost of Kill/Capture: Impact of the Night Raid Surge on Afghan Civilians. Kabul: Open Society Foundations, 2011.
16Kuehn F. A., van Linschoten A. S. Knock on the Door: 22 Months of ISAF Press Releases. Thematic Report 10/2011. Kabul: AAN, 2011. P. 7, 24-25. Работа посвящена статистическому анализу «ночных рейдов» на основе открытых источников.
17Wilner A. S. Targeted Killings in Afghanistan: Measuring Coercion and Deterrence in Counterterrorism and Counterinsurgency // Studies in Conflict & Terrorism, Volume 33, Issue 4, 2010. Некоторые свидетельства см. также Giustozzi A., Reuter C. The Insurgents of the Afghan North. P. 30. Germund W. «Bei uns gucken sie sogar Bollywood-Filme» // Frankfurter Rundschau, 24. November 2011.
18ANA commandos conduct 1,000 operations // Pajhwok, December 25, 2011.
19Материалы бесед с афганскими силовиками // Архив ЦИСА, 2012.
20Kilcullen D. Counter-insurgency Redux // Survival, Volume 48, Issue 4, Winter 2005-2006. P. 111.
21См. Например, Rosenau W. Subversion and Insurgency. Santa-Monica: RAND National Defense Research
Institute, 2007.
22В Афганистане задействованы «Апачи», оборудованные GFAS // Ассоциация вертолетной индустрии, 6 ноября 2012.