CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

camonitor.com

ШИИТ И МЕЧ | www.camonitor.com

1 марта 2013

Переговоры по ядерной программе Ирана

Автор Роберт БЕРНОВСКИЙ

01.03.2013, camonitor.com

в Алматы закончились: заседанием в апреле

Намедни в Алматы завершиись переговоры по ядерной программе Ирана. Завершились ничем, да и сказать, что они были нервными или какими-то очень уж креативными, никак нельзя: обычное заседание по опостылевшему самим переговорщикам вопросу на уровне заместителей министров иностранных дел.

Впрочем, по мнению обозревателей Central Asia Monitor, другими эти переговоры быть не могли по определению: пока в США в эти же дни проходит перетряска аппарата государственного департамента, всему "прогрессивному" человечеству не до иранской ядерной программы.

Надо сказать, что встреча в Алматы вполне могла и не состояться. Дело в том, что как раз накануне престижную премию "Оскар" получила картина "Арго", которой Бен Аффлек из кресла режиссера очень тонко "потроллил" гордую теократию, напомнив походя и самим США, с чего начинался современный Иран. Очень неплохо сделанный фильм вызвал вполне ожидаемую гневную реакцию Тегерана. Духовные лидеры современной Персии вообще очень болезненно относятся к любой критике молодой теократии, а в киноленте речь идет о самых важных, с точки зрения Ирана, событиях - исламской революции и ее последствиях.

Впрочем, отправив возмущенную ноту соз-дателям картины и лично Бараку Обаме, в Тегеране, похоже, успокоились и решили не менять планов в отношении переговоров, которые длятся без провалов и прорывов уже около двух лет - уже были стамбульские, багдадские и московские "посиделки", и все они сопровождались неслабыми дипломатическими скандалами. Основа для скандала была и в этот раз, однако президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад ограничился накануне переговоров лишь одним заявлением - о том, что Тегеран не откажется от планов развития собственной ядерной программы.

В последнем, впрочем, уже мало кто сом-невается: эпопея под скромным названием "ядерная программа" длится с начала 90-х годов прошлого века, и все это время Иран двигается только в направлении поступательного развития. Не останавливают шиитское государство ни санкции, ни угроза войны, ни точечное уничтожение израильскими спецслужбами иранских физиков-ядерщиков.

Начальной точкой фазы противостояния можно смело считать 2006 год, когда Ирану удалось получить низкообогащенный уран, достаточный для создания ядерного топлива. Дальше ситуация развивалась уже стремительно: находясь под санкциями ООН, но при этом играя на разногласиях между ведущими державами, Тегеран сумел под бдительным оком МАГАТЭ построить ядерный объект "Фордо" вдобавок к имевшемуся в Натанзе. Издевательское уведомление Тегерана о том, что его строительство уже практически завершено, запомнят многие поколения западных политиков: при современных средствах высокоточной разведки они умудрились проворонить объект, который иранская сторона буквально вырезала в скалах неподалеку от священного города Кум, в нескольких километрах от базы Корпуса стражей исламской революции.

Немудрено в общем-то, что такая позиция Ирана вызывает страх у сопредельных "враже-ских" государств, главным из которых Тегеран почитает Израиль, хоть и не говорит об этом вслух часто. Но самое главное - все прекрасно понимают: без ядерного оружия Иран не сможет претендовать на роль региональной державы. Уже сейчас неформальным держателем ядерных технологий является Израиль, а формальными - находящиеся в той же орбите Пакистан и Индия. И для того, чтобы хотя бы спокойно консолидировать вокруг себя шиит-ский мир, Тегерану необходимо обзавестись ядерными технологиями. Но это все риторика.

Атомизация общества

Любой, кто хоть раз был в Иране и имел удовольствие общаться с учеными этой страны, прекрасно понимает: Тегеран от ядерной программы не отступится. Но вовсе не в силу перечисленных причин, хотя и они имеют большое значение. Для иранцев это шанс остаться в числе продвинутых цивилизаций наряду с западной, славянской и китайской. А теперь, когда ядерным оружием обзавелись Пакистан и Индия, плюс его прототипы появились у корейцев, любые поползновения в адрес этой программы воспринимаются иранским руководством едва ли не как личное оскорбление.

В этом контексте совершенно непонятным выглядит желание Казахстана выступить примером для персидской цивилизации - дескать, мы отказались от ядерного оружия и теперь можем в этом смысле поучать другие страны. Даже если опустить тот факт, что у Казахстана не было выбора, отказываться от ядерного вооружения или нет, для персов наш пример никак не может иметь ключевого значения - потому что на официальном уровне Тегеран никогда не признавал, что собирается производить оружие массового поражения. И выпячивание Астаной своей позиции говорит только об одном: в казахстанском МИДе не очень понимают тонкостей персидской политики. Ведь никто не запрещает Казахстану иметь ядерные технологии - добывать руду, производить из нее топливо. Такие же нормы должны, по идее, действовать и в отношении Тегерана - никто не может ткнуть ему в лицо ни одним международным нормативным документом, который бы однозначно запрещал работы по соз-данию ядерного топлива.

Более того, с точки зрения международного права считать Иран недостойным ядерных технологий не может ни одно западное государство. Хотя бы по одной простой причине: до 1979 года иранская ядерная программа развивалась не просто при полной поддержке Запада, а при понукании и всемерной помощи персонально США. И закончилось это только после исламской революции и изгнания шахского режима. Новая, теократическая, власть рассматривает создание и использование ядерных технологий как одно из ключевых условий собственной легитимности. Этот тезис очень легко проверить, кстати. На протяжении всех послед-них лет ядерная программа в Иране - это неизменный атрибут всех предвыборных кампаний, а также фактор, консолидирующий нацию.

Секретарь его Величества

Можно ли было в таких условиях рассчитывать на то, что иранские переговорщики пойдут на уступки "шестерке" в Казахстане? А что для Ирана изменилось? Предыдущие переговоры, напомним, проходили в Москве - но даже Россия, которая для экономики Персии имеет немалое значение, не может повлиять на ситуацию и заставить Иран отказаться от обогащения урана. Нельзя сказать, что Иран боится усиления давления и со стороны Китая - ключевой партнер Тегерана уже вынужден даже договариваться с вражескими Ирану суннитскими монархиями о диверсификации поставок нефти на случай войны.

Но самое главное - переговорный процесс в Алматы был обречен на вялотекущее переругивание оппонентов по той причине, что к любым переменам не готовы сами США. В эти дни на должность государственного секретаря только успел заступить новый хозяин - Джон Керри. Этого назначения президент Барак Обама ждал на протяжении всего первого срока (как известно, глава Белого дома был очень жестко ограничен договоренностями с семьей Клинтонов о том, что весь первый срок будет использовать их аналитический ресурс). Во главе внешнеполитического ведомства встал человек, который точно понимает позицию президента страны и впервые за долгое время будет действовать, имея в своем тылу дружбу с министерством обороны и хорошие отношения с ЦРУ. Именно по этой причине сегодня, когда в США идут процессы формулирования новой линии Госдепа, не стоило ждать никаких прорывов вообще. Даже напротив, всем было выгодно оставить ситуацию такой, как она есть, - для того, чтобы новая администрация США уже спустя месяц начала новую интригу вокруг ядерной программы.

И вот как в эту доктрину впишутся Казахстан и Средняя Азия - большой вопрос. Да и как вообще теперь будут строиться отношения США и всего Ближнего Востока, будет ли новая война в этом регионе и не перекинется ли она на территорию Прикаспия? Как будет отработан вывод войск из Афганистана (который, если вы помните, граничит с Ираном)?

Ответы на все эти вопросы можно будет получить только в течение ближайшего месяца. А значит, слова секретаря Высшего совета безопасности Ирана Саида Джалили о том, что следующее экспертное заседание состоится в марте в Стамбуле, а затем последуют переговоры "шестерки" в апреле в Алматы, крайне важны - и им придается другое, более глубинное значение. Если что-то изменится, то изменится именно за этот месяц. И "апрельские тезисы" США будут гораздо интереснее. Особенно если учесть тот факт, что Барак Обама, согласно сообщениям американских СМИ, не исключил начала войны с Ираном уже в начале июня 2013 года.

camonitor.com

Предыдущая статьяСША хотят дестабилизировать Среднюю Азию, чтобы связать руки России » Махаля
Следующая статьяОткрылся официальный сайт Государственной миграционной службы Туркменистана | Интернет-газета Turkmenistan.Ru