Переговоры в Алма-Ате: взаимовыгодная безрезультатность
Роман Ларионов, эксперт Центра политических технологий
1.03.2013, 15:45, Голос России
Фото: РИА Новости
Переговоры группы "5+1" и Ирана в казахстанской Алма-Ате прошли по привычному сценарию, оставив впечатление некоего конструктива, но не принеся какого-либо прогресса по самой проблеме. Подобное развитие событий выгодно как Ирану, планомерно реализующему свою ядерную программу, так и Западу, не готовому к использованию военных методов Встреча в Алма-Ате стала первой после долгого перерыва, связанного с финишной стадией избирательной кампании в США. Последняя встреча в формате "шестёрки" состоялась в Москве 27-28 июня.
В преддверие переговоров
Выбор площадки выглядит показательным - фактически это означает сохранение инициативы в руках России. Переговоры в Москве прошли хоть и безрезультатно, но по крайней мере не провально. Кроме того, новацией встречи стало создание новой площадки - регулярных встреч на уровне экспертов. Первая такая встреча состоялась через несколько дней после московских переговоров. Представляется, что углубление в техническую сторону вопроса способно увеличить возможности для поиска компромисса. Так что в нынешней ситуации подобные итоги вполне можно приравнять к относительному успеху.
В преддверии нынешних переговоров по уже устоявшейся традиции стороны провели массированную информационную атаку. Западные СМИ растиражировали утечку из секретного доклада МАГАТЭ, в котором говорится о признаках производства тяжёлой воды на объекте в Араке. А 22 февраля МАГАТЭ сообщило об установке в Натанзе 180 модернизированных центрифуг.
Иранская сторона была вовсе не против роста психологического напряжения в преддверии переговоров, и с этой целью также провела несколько знаковых акций. Так, Агентство по атомной энергии Ирана заявило об открытии новых залежей урана. А Корпус стражей исламской революции провёл масштабные трёхдневные военные учения.
Тем не менее сам факт проведения переговоров до президентских выборов можно считать относительным успехом - прошлым летом наблюдатели говорили о том, что выборы главы Белого дома, а затем и президента Ирана могут заморозить диалоговый процесс почти на год.
Тактика Тегерана
Однако такое развитие событий не совсем вписывалось бы в тактическую линию Тегерана, желающего демонстрировать открытость к переговорам (что, впрочем, не отменяет строптивости Исламской Республики и её попыток завышать ставки). В отличие от Северной Кореи, заморозившей в 2009 году все контакты с международными посредниками по вопросу ядерной программы, Иран подобного себе не позволяет, хотя длительные перерывы также случались.
На этот раз помимо того, что Иран согласился на возобновление диалога, несмотря на приближающуюся президентскую кампанию, он также сделал другой знаковый шаг - в январе аятолла Али Хаменеи издал фетву о запрете ядерного оружия. Хотя фетва не является юридически обязывающей нормой, но в символическом плане для Ирана значит как минимум не меньше. Более того, ещё в прошлом году Иран пошёл на значимую уступку, согласившись остановить дообогащение урана до 20 % (однако некоторые эксперты списывают это на то, что Тегеран уже успел произвести достаточное количество 20%-ного урана).
Задача Ирана на переговорах в Алма-Ате заключалась в том, чтобы оставить у международного сообщества впечатление определённого конструктива, но без явных уступок. Дополнительную интригу данной встрече придавал факт серьёзных экономических трудностей в Тегеране. Все прежние санкции в отношении Исламской Республики не оказывали существенного влияния на уровень жизни населения. Но введение ЕС эмбарго на покупку продукции иранского энергетического сектора стало весьма чувствительным ударом для экономики этой страны. В связи с этим возникала дополнительная интрига, связанная с тем, как Тегеран будет вести себя в условиях экономических трудностей, да ещё и перед приближающимися выборами.
Судя по тому, что позиция Исламской Республики фактически остаётся неизменной, власти этой страны, по всей видимости, считают, что это не станет серьёзной политической угрозой (в конце концов, страна не в изоляции, главный энергетический партнёр - Китай - не присоединился к европейскому эмбарго). Тем более, времени на то, чтобы исправить ситуацию до выборов всё равно по большому счёту не осталось.
И волки сыты, и овцы целы
Переговоры в Алма-Ате, как и московские, завершились без явных признаков провала. По традиции участники переговоров не спешат делиться со СМИ подробностями закрытой дискуссии. Однако ряд моментов вселяет оптимизм. По итогам переговоров все стороны делали умеренно оптимистические заявления. Сразу была назначена дата следующего раунда - 5-6 апреля. Показательно, что площадку решено не менять, участники снова съедутся в Алма-Ату. Кроме того, в преддверии нового раунда будет проведена встреча на уровне экспертов. Она состоится 17-18 марта в Стамбуле. Подобные планы указывают на то, что в ходе политических консультаций участники могли нащупать некие точки соприкосновения, требующие уточнения на уровне экспертов.
В целом развитие ситуации пока благоприятствует иранской стороне. Ей удаётся выигрывать время, поддерживая у Запада мнение о том, что переговорная стратегия и несиловые механизмы воздействия пока себя не исчерпали.
В то же время такое положение вещей выгодно и самому Западу. В условиях нерешённости сирийской проблемы, недавней операции в Мали и более давней в Ливии страны Запада явно не имеют большого желания ввязываться в масштабный конфликт с Ираном, требующий концентрации больших ресурсов и грозящий непредсказуемыми последствиями. К тому же министром обороны США стал Чак Хейгл, совсем не относящийся к "ястребам" американской внешней политики.