CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

CA-NEWS: К созданию ядерного оружия Иран не приступал - специалист по Ирану

1 апреля 2013

К созданию ядерного оружия Иран не приступал - специалист по Ирану

01 апреля 2013, 15:02, CA-NEWS (CA)

CA-NEWS (CA) - Специалист по Ирану и Ближнему Востоку Игорь Панкратенко в эксклюзивном интервью CA-News высказал мнение, что никакой военной составляющей в иранской ядерной программе не существует и к созданию ядерного оружия Иран не приступал.

- Вокруг Иранской ядерной программы идут большие дискуссии на мировом уровне. Вопреки многочисленным санкциям Иран продолжает разработку своей ядерной программы. Западные страны в особенности Израиль и США критикуют и обвиняют Иран в том, что его ядерная программа несет не мирный характер. Итак, ядерная программа Ирана на самом деле представляет угрозу всему миру или же это политическая игра на Ближнем Востоке по Иракскому сценарию?

- Начнем с того, представляет ли угрозу миру ядерная программа Ирана, а точнее - ее мифическая «военная составляющая». Две недели назад конгрессу США был представлен доклад директора национальной разведки (то есть - совокупный труд 17 спецслужб США, входящих в разведывательное сообщество этой страны) о международных угрозах и вызовах. Вот что в этом документе говорится о военной составляющей иранской ядерной программы: «Мы не знаем, решит ли Иран в конечном счете приступить к созданию ядерного оружия». То есть, по оценкам американских разведслужб, никакой военной составляющей в иранской ядерной программе не существует, решения о создании ядерного оружия руководством Ирана не принято, к созданию ядерного оружия Иран не приступал. О какой угрозе миру вообще речь? Отсюда вывод - руководство Западного мира прекрасно понимает, что никакой такой угрозы нет. Версия о бомбе для обывателей, для запугивания западного общества, для того, чтобы это общество одобрило любые шаги по смене нынешнего режима в Исламской Республике Иран.

В упомянутом выше документе американского разведывательного сообщества о том, что Иран ведет скрытые разработки оружия массового поражения сказано следующее: «мы считаем, что Иран не производит оружейный уран, и не в состоянии осуществлять эти работы таким образом, чтобы данное производство не было обнаружено». Вот эта фраза перечеркивает весь тот цирк, который МАГАТЭ устраивает вокруг «военной составляющей» иранской ядерной программы. Раз за разом эксперты МАГАТЭ говорят - «нам кажутся подозрительными вот такие-то работы и такие-то объекты». Вокруг этих заявлений тут же разворачивается медиа-истерика. Съездят туда, ничего не найдут - но публично свою ошибку не признают. Некоторое время все тихо - а затем все происходит по новому кругу: подозрения, громкие заявления, эпический фейл в поисках - и тишина. К началу 2000-х МАГАТЭ влачило столь жалкое существование, что стояло на грани банкротства. Иранская ядерная программа существовала со времен шаха и никого в этом агентстве не волновала. И вдруг США начинают вливать в МАГАТЭ миллионы долларов, Агентство оживает, и весь смысл своей деятельности после столь чудесного воскресения видит исключительно в поиске угроз миру от иранской ядерной программы. Вы в такие чудеса верите? Я, в силу душевной черствости, - нет.

В масс-медиа и общественном сознании сложилось убеждение, что санкции против Ирана были введены только после 2005 года и связаны исключительно с ядерной программой. Это совершенно неверное представление. Санкции в отношении Ирана Белый дом начал вводить с 1979 года, сразу же после Исламской революции и падения шахского режима. И в этом вопросе все президенты США сохраняли трогательную преемственность. Доходило до откровенной «клиники» - в феврале 2004 года Министерство финансов США вынесло решение о запрете редактирования и публикации научных рукописей из Ирана (свобода слова и свобода научного обмена во всей красе) и пригрозила американским ученым, нарушающим этот запрет, уголовным преследованием.

При чем здесь ядерная программа Тегерана и ее мифическая военная составляющая? Пугало для общественного мнения, дезинформация мирового сообщества, дымовая завеса для геополитических игр Вашингтона - не более:

- Возможно ли мирное решения по ядерной программе Ирана?

- Скажу о некотором изменении позиций, намечающемся на Западе. Здесь есть обнадеживающие моменты. Как бы ни хотелось некоторым «ура-патриотам» думать обратное, но американская политическая элита не из дураков состоит. К этой элите приходит постепенное понимание того, что ядерная программа - это предмет национальной гордости иранцев. На мой взгляд, одной из причин поражения некоторых террористических организаций, активно действовавших в Иране стала их декларация 2006 года о том, что они будут оказывать содействие Западу в его борьбе с иранской ядерной программой.

Даже сочувствовавшие им ранее тут же от них отвернулись и начали сдавать иранским спецслужбам. К Западу приходит понимание, что борьба за собственный мирный атом консолидирует иранское общество вокруг его нынешнего руководства, добавляет антизападных настроений. И в политической элите США появляются голоса о том, что ядерную программу Исламской республики необходимо оставить в покое, признать право Ирана на мирный атом (что, кстати, полностью соответствует положениям Договора о нераспространении). Но компромисс с Ираном по ядерной программе будет трудным шагом для политических элит Запада. Стратегической целью США является смена режима в Тегеране, а санкции - это инструмент, которым Запад уже более 30 лет пользуется.

- США отказались от идеи военного вторжения в Иран. Но Обама 20-марта прибыв в Израиль с официальным визитом, выразил свое согласие на одностороннее принятие решения Израилем о нападении на Иран в случае опасности. Какова возможность начала войны Израиля с Ираном? И есть ли шансы и военные возможности у Ирана дать отпор Израильским войскам?

- Я боюсь, что источник, который сообщал об этих, якобы произнесенных Обамой словах, был не совсем добросовестным и просто выдал за действительное то, что хотел услышать. Позиция администрации США в этом вопросе выглядит совершенно по-иному. Во-первых, еще в период «Ормузского кризиса» стало очевидным, что США отказались от силового варианта решения «иранского вопроса». Все заявления в которых утверждается обратное - не более чем психологическое давление на Тегеран и дезинформация международного сообщества. Во-вторых, согласно взглядам американского военного и политического руководства, необходимыми условиями военного вторжения США являются:

1. Максимальное ослабление экономического и военного потенциала этой страны (санкции, международная блокада, развал государственного управления),

2. Наличие в этой стране влиятельных сил,которые окажут поддержку войскам вторжения (в том числе - и вооруженными методами),

3. Поддержка агрессии международной коалицией при нейтральном отношении не вошедших в коалицию держав - постоянных членов Совета безопасности ООН.

Ни одного из перечисленных условий в Иране нет, и в ближайшее время не предвидится. В-третьих, еще год назад тогдашний глава Пентагона четко и недвусмысленно дал понять всем союзникам США в регионе, что любые военные акции против Ирана возможны только с одобрения и согласия США. Данную линию в этом вопросе Белый дом выдержал и выдерживает до конца. Столь же твердо отстаивает эти позиции и нынешний министр обороны, Чак Хейгел. Что касается вероятности ирано-израильской войны, то это из разряда фантастики, чтобы там не говорили.

Тель-Авив прекрасно понимает, что прямое военное столкновение с Ираном станет концом для государства Израиль. Но не объявленная война, война методами террора, саботажа, диверсий ведется. Сегодня эта война вступила в новый этап, связанный с реализацией «плана Дагана», стратегии, разработанной в середине 2000-х бывшим шефом МОССАДа Меиром Даганом. Сама стратегия предусматривала развертывание подрывной деятельности на территории Ирана, террористические акты в отношении ключевых фигур иранской ядерной программы, диверсии на ядерных и исследовательских объектах, поддержку террористических групп из этнических меньшинств. Так что, в то время как Биби отвлекает мир своими истериками, в то время как псевдо-эксперты глубокомысленно обсуждают фантастические конструкции и предположения - реальная война уже идет.

- В июне должны состояться выборы президента в Иране. Есть ли в Иране оппозиция? Могут ли спецслужбы других стран организовать арабскую весну в Иране по результатам выборов?

- Разумеется, в Иране есть и оппозиция, и оппозиционные партии. У нас как-то сложился стереотип об Иране, как о достаточно тоталитарном обществе, что действительности совершенно не соответствует. Как и в любой другой демократической стране, в Иране достаточно критики президента, идет политическая борьба между сторонниками различных подходов во внутренней и внешней политике. А в эмоциональности и в любви к хлестким выражениям иранские парламентарии ничем не уступают коллегам из Кыргызстана и России, уж поверьте человеку, регулярно читающему иранские газеты. Но вас, видимо, больше интересует так называемая «не системная оппозиция», отличие которой от оппозиции официальной заключается в том, что сам существующий строй, Исламская республика, является неприемлемым. Разумеется, такие тоже есть, и это около 10% населения Ирана. Собственно, эта не системная оппозиция, условно говоря, делится на две части. Представители национальных меньшинств, выступающие под лозунгами сепаратизма (курды, азербайджанцы, арабы, белуджи). И либерально настроенные, про западно ориентированные граждане Ирана, считающие, что в стране воцарился «кровавый режим муллократов» и консолидированные в так называемом «Зеленом движении». В период «оттепели Хатами» и в рамках «политических методов борьбы с режимом» Соединенным Штатам удалось сформировать в Иране структуры либеральной оппозиции, которые возглавили политики Мир Хоссейн Мусави и Мехди Каруби. Руководящий тандем представлял собою, казалось, идеальное сочетание светского (Мусави) и религиозного (Каруби), что, по расчетам организаторов, автоматически обеспечивало оппозиции широкую социальную базу. В 2009 году, после избрания Махмуда Ахмадинежада, «Зеленым движением» была предпринята попытка организации «цветной революции» по арабскому сценарию - с массовыми выступлениями в Тегеране и некоторых других крупных городах, поджогами, погромами, столкновениями с силами безопасности. Сразу после объявления ЦИК Ирана о победе на выборах Ахмадинежада, на улицах Тегерана появились протестующие с л озунгами «Долой диктатора!» и «Смерть диктатору!». Тут же прохожим раздавались листовки с заявлением Мусави о том, что итоги выборов были сфальсифицированы. Иранский сегмент Facebook'a запестрел призывами к флеш-мобам, на YouTube выкладывались ролики с записями протесных выступлений в разных точках Тегерана. Корреспонденты и операторы «Аль-Джазиры», умудрявшиеся появляться на месте за несколько минут до начала событий, начали «гнать картинку», сообщая «граду и миру» о том, что волнения в Тегеране превосходят по масштабам даже события Исламской революции 1979, а количество участников протестных акций превышает все мыслимые пределы. Властям удалось нейтрализовать выступления, управляемость ситуации не утрачивалась ни на минуту. Особо отмечу, что в наведении порядка и разгоне протестующих активное участие принимало местное население, жители тегеранских районов.

Разумеется, в ходе нынешних выборов будут попытки организовать массовые выступления и беспорядки. Но успеха они иметь не будут. Во-первых, руководство Исламской Республики приняло ,в преддверии выборов, ряд мер политического характера, направленных на сужение социальной базы оппозиции. Это особо не разглашается, но по ряду признаков можно судить, например о том, что прошли серьезные переговоры с лидерами национальных меньшинств, на которых были получены гарантии их лояльности. Осуществляются и другие мероприятия социально-политического характера, направленные на сплочение иранского общества. О деталях этих мероприятий я говорить не буду, подчеркну только, что это именно политические, а не репрессивные меры. Словом, на мой взгляд, попытки реализации рецептов «арабской весны» будут обречены на провал. Система государственного управления в Иране достаточно гибкая, показавшая свое умение действовать в кризисных ситуациях. Но главное в том, что существующий строй пользуется широкой поддержкой в массах. Идут дискуссии, жаркие споры, критика власти - но все это в рамках заданного вектора развития страны. Руководство Исламской республики сумело сделать максимум возможного для того, чтобы сгладить социальные последствия «калечащих санкций». Да и сами санкции вызвали не раскол иранского общества (на что рассчитывал Запад), а, скорее, его консолидацию. Но было бы глупостью представлять все в розовом цвете, говорить о «социальной гармонии» и беспроблемности иранского общества. Внутренняя опасность для Ирана действительно существует. Только находится несколько не там, где ее усматривают большинство экспертов. На мой взгляд, главная опасность для Исламской республики сегодня не в действиях не системной оппозиции, а в том, что в иранской руководящей элите образовалась прослойка тех, кого рахбар Али Хаменеи назвал «утомленными революцией». 30 лет борьбы, тридцать лет ожесточенного противостояния, преодоление трудностей, индустриализации и так далее - все это ведет к соблазну тех, кто стоял у истоков «отдохнуть», «пожить дл я себя», «договориться с Западом». Кроме того, идет смена поколений в руководстве, приходит время «поколения Ахмадинежада». И в этих условиях смычка «уставших от революции» с пятой колонной и прозападной не системной оппозицией, союз, над созданием которого сейчас активно работает Запад, может поставить под угрозу и внутреннюю стабильность и само существование Исламской республики в ее нынешнем виде. Внушает оптимизм то обстоятельство, что нынешнее руководство смотрит на складывающиеся вызовы и угрозы достаточно объективно, честно и самокритично. Ну а о том, как будет развиваться ситуация, мы еще узнаем.

- Спасибо за интервью.

Полную версию интервью вы можете прочесть здесь.

ca-news.org

Предыдущая статьяCA-NEWS: Разбитые стёкла служебной машины Миссии Узбекистана в ООН в Женеве Гульнара Каримова расценила как запугивание
Следующая статьяCA-NEWS: Экономика Таджикистана подвержена внутренним и внешним шокам - ЕАБР