Турция: затишье перед новой бурей?
?: 28 (1053)
29.07.2013 10:40, dn.kz
Уличные протесты не решили ни одной проблемы в этой стране. Что же тогда дальше делать тем, кто недоволен существующей властью?
Юрий Сигов, Вашингтон
Проходившие практически одновременно массовые народные протесты против существуюшей власти в Бразилии, Турции и Египте завершились по-разному (да и не факт, что окончательно завершились). Но все они подтвердили одну и ту же современную истину: число недовольных теми, кто сегодня управляет с виду вроде бы вполне экономическими успешными государствами, растет с каждым днем. А вот каким образом подобное недовольство обернуть на благо подавляющего большинства населения, никто пока не знает.
Если в Бразилии уличные протесты затихли по сути дела сразу же после того, как завершился последний матч на Кубок Конфедерации по футболу (да тем более уверенно выигранный бразильской сборной), то в Египте все "докипело" до самой настояшей гражданской войны, при которой страна оказалась социально расколотой, десятки людей уже были убиты и тысячи ранены. Причем вся эта египетская заваруха далеко еще не закончена, и как мне кажется, все самое печальное там - впереди.
А вот в Турции, которую многие руководители особенно ближневосточных и центральноазиатских стран считали долгое время чуть ли не маяком процветания и грамотного руководства, ситуация остается по-прежнему напряженной. Причем дело не только в сохранении разного рода палаточных городков и пикетом протестующих против нынешнего премьер-министра страны Р.Эрдогана, а в том, что вся подобная социальная напряженность оказалась сейчас как бы временно законсервированной.
Не добившись свержения находящихся у власти сторонников исламистских порядков, протестующая молодежь оказалась пока перед совершенно неразрешимой проблемой: то ли продолжать "давить" с улиц на правительство (на что оно гарантированно еще больше ужесточит полицейские репрессии), то ли искать какие-то другие методы для изменения своей нынешней жизни, потому как митинги на площади Таксим, как оказалось, недостаточны для смены в стране не только ее первых лиц, но и всей современной социальной системы Турции.
Что делать, если люди недовольны абсолютно весм, что их окружает?
Когда протестные выступления в Турции только начались, их главным мотивом было недовольство прежде всего молодыми гражданами страны практически всем, что накопилось у них за десятилетие правления команды премьер-министра Эрдогана и его сторонников. При этом "недовольные" протестовали и против находившихся правящих кругов, и против существующей в стране оппозиции. Показательно, что были это отнюдь не маргиналы и оторванные от нормальной жизни персонажи, а активные, способные двигать турецкую экономику вперед молодые люди, которые самой системой в стране оказались буквально выброшенными на обочину политической жизни.
Одно время активно муссировавшаяся тема, что якобы в Турции произошло столкновение между сторонниками исламизма и светской жизни на самом деле оказалась по большей части надуманной. На самом деле, как отмечали все турецкие обозреватели, конфликт произошел между крайне авторитарной системой управления страной (с которой олицетворялся премьер Эрдоган) и демократией, которая якобы становится важным социальным ориентиром для все большей части прежде всего молодежи страны.
При этом хотя нынешним премьером вроде бы в крупных городах много есть недовольных, примкнуть им к кому-то другому, кто бы выражал их мысли и надежды, особо не получается. Оппозиционные политики в Турции по-прежнему пользуются крайне низким авторитетом, а выдвинуть тем же протестовавшим на площадях Анкары и Стамбула кого-то нового, со своей программой и свежим взглядом на нынешнее положение дел, так и не удалось.
Новых лидеров за время протестов в Турции так и не появилось, а большая часть тех, кто активно в протестах участвовал, по-прежнему ждет, что такие люди все-таки в стране найдутся, и поведут остальных за собой. Между тем на данном этапе нет у протестующей части населения страны не только новых лидеров, но и выдвижения ясных и четких предложений относительно того, что же делать дальше, кроме как отстранить от власти премьера Эрдогана и его ближайшее окружение.
По самым скромным подсчетам, около трети населения Турции на сегодняшний день вообще никак не влияют на политику страны, и именно это искуственнео отстранение весьма широкой прослойки активных молодых турок от социальной жизни и вывело их на улицы и площади. Но могут ли в такой весьма консервативной стране, как Турции, именно протесты как-то изменить существующее положение дел? И не приведут ли они к еще большему "закручиванию гаек" со стороны правительства?
Главной причиной, почему недовольные нынешней властью в Турции так и не смогли ничего по сути дела своими протестами добиться, называют местную полицию. Ее сразу же обвинили в чрезмерной жестокости (то ли дело в Египте или Бразилии, где она при виде протестуюших толп сразу просто разбегалась кто куда), и полном политическом цинизме властей. "Что же вы за люди" -говорили полицейским протестовавшие, "если вы избиваете своих собственных соотечественников только за то, что они чем-то не угодили нынешнему премьер-министру страны?"
Между тем полиция в Турции всегда и при любых правительствах защищала не конкретные понятия о демократии или автократии, а то, что у турок всегда ассоцируется с властью. Любой, кто на нее тем ли иным способом пытается покуситься - уже враг, с которым надо беспощадно расправляться. И все те протестующие, которые вели себя даже самым мирным образом, и никакой реальной угрозы для власти на самом деле не представляли, для даже рядовых полицейских не говоря уже о ее руководстве, являлись бузотерами, "подрывными элементами", с которыми надо соответствующим образом "разбираться".
Если экономическое состояние страны ухудшится, то власть Эрдогана может оказаться под реальной угрозой
Когда массовые протесты вспыхнули в Турции, то многие задавались вопросом - как долго власть сможет продержаться, и будет ли она применять силу, чтобы не допустить в стране полного хаоса. Аналогичную диллему решала в тот же самый момент президент Бразилии Д.Русефф, которая осмелилась все же не разгонять свой митингующий народ, а пообещать ему "исправление в поведении правительства".
Премьер-министр Турции Эрдоган, как известно, с демонстрантами сентиментальничать не стал, а турецкая полиция крушила дубинками всех подряд, выражая тем самым полную поддержку правяшей в Турции партии и ее лидеру. К тому же премьер-министр Турции использовал в трудный для себя протестный момент наиболее эффективное, и универсальное пропагандистское оружие - он обвинил "мировую закулису" в организации уличных протестов.
В виновные турецким руководством были записаны поочередно Иран, страны ЕС, Израиль, и в самую последнюю очередь - еврейские "кукловоды", проживающие в Соединенных Штатах. Помимо всего прочего, Эрдоган обвинил и самих участников демонстраций в полном невежестве, анти-патриотизме и откровенно подрывной деятельности, за которую власть всех их неприменно накажет.
Кстати, именно в этот момент представители власти в Турции, включая и самого премьер-министра, стали противопоставлять уличным демонстрациям якобы процветающее экономическое положение страны. Дескать, чего они с жиру бесятся, маршируя по площадям и переулкам, когда рост турецкой экономики - на зависть всем соседям, а уровень жизни так называемого среднего класса в стране только за последние десять лет вырос чуть ли не в три раза.
Здесь стоит заметить, что в Турции нет своих нефти и газа, а бензин для обычной заправки автомобиля стоит дороже, чем где бы то ни было еще в мире (естественно, что в стоимости бензина более 90 процентов составляют налоги, но местным жителям от этого ничуть не легче). В связи с этим в Турции нет как такового класса жирующих на ренте от продажи природных ресурсов рантье, что так символично и обыденно для многих соседних с Турцией стран, включая постсоветские.
Поэтому только активный и разносторонний бизнес в состоянии двигать вперед турецкую экономику, а сделать это как раз-таки и могут только те самые "продвинутые молодые турки", которые выходили в течение нескольких недель на улицы городов и поселков, протестуя против лично Эрдогана и его ближайшего окружения.
По оценкам турецких экспертов, реальные изменения могут произойти в Турции только в том случае, если местная экономика по каким-то причинам (главным образом - внешним) начнет барахлить. В противном же случае правяшей партии и премьер-министру Турции ничего существенного не грозит. А если им удастся добиться внесения изменений в Конституции, при которых все властные полномочия перейдут к президенту страны (на пост которого Эрдоган сейчас и метит, но только после того, как эта должность станет не символично-командной, а с реальными рычагами), то любым недовольным в Турции тогда останется либо смириться с поражением, либо уезжать из страны.
"Европейский выбор" или "курдский вопрос"?
Помимо сохранения очень неплохих экономических показателей (по крайней мере по сравнению со многими соседями и прежде всего странами Евросоюза) правительству Турции, и лично ее премьеру придется решать два наиболее сложных международных вопроса - положение с курдами, и стоит ли возобновлять усилия по вступлению Анкары в Европейский Союз.
В том, что касается "курдского вопроса", Эрдоган готов начать переговоры с партийным руководством курдов, и тем самым позволить им иметь в составе страны (о независимости речи идти не может) высокую степень автономии. Здесь, правда, не все будет зависеть от турецких властей, поскольку курды могут начать процесс объединения на сопредельных с Турцией территориях - в Ираке и Сирии.
В Ираке территория Курдистана уже сегодня фактически живет в автономном режиме, и лишь чисто номинально зависит от решений центрального правительства в Багдаде. В Сирии в связи с продолжающимися боевыми действиями между правительственными войсками и вооруженными группировками так называемой "оппозиции" все больше вероятность отделения района компактного проживания курдов, и в перспективе - возможность какого-то совместного объединения курдов на территории трех соседних стран - Ирака, Сирии и Турции.
В том, что касается членства Турции в Евросоюзе, то официально Анкара от него никогда не отказывалась. Вопрос в том, что реальных предпосылок к этому нет, ведущие европейские государства явно не горят желанием видеть "азиатско-мусульманскую Турцию" в чисто христианском европейском клубе. Да и у самого ЕС нынче такое экономическое положение, что о каких-то резких телодвижениях по приему столь противоречивого соседа в свои ряды по крайней мере на ближайшую перспективу никто даже в Брюсселе не заикается.
Тем не менее именно сравнительно прочное экономическое положение Турции и сложности в экономике ряда стран ЕС как раз могут подтолкнуть единых европейцев вернуться к каким-то вариантам рассмотрения на перспективу турецкого членства в рядах Европейского Союза. Вот только захотят ли подобного нынче сами турецкие избиратели?
Если еще сравнительно недавно именно европейский угол внешней политики был одним из "коньков" Эрдогана, то сейчас опять возвращаться к переговорам по членству в ЕС, скорее всего, ни к чему хорошему для правящей партии в Турции не приведет. К тому же какие бы то ни было позитивные инициативы Турции в регионе сковывает нерешенность ситуации в Сирии, где Анкара открыто поддерживает (причем по соверщенно тупиковым для себя причинам) так называемую местную оппозицию, и выступает за неприменное свержение Б.Асада в Дамаске.
В итоге сейчас в Турции сложилось весьма хрупкое перемирие (хотя никто, и ни с кем мириться на самом деле не намеревается) между протестными народными массами главным образом крупных городов и молодежи и правительством премьер-министра Эрдогана. Никаких относительно цивилизованных вариантов разрешения имеющихся между ними противоречий не видно. А внесение поправок в Конституцию страны сделает нынешнюю власть в Турции еще более автократичной и персонифицированной в лице Эрдогана, что станет еще меньше устраивать тех, кто выходил совсем недавно на площадь Таксим.