CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Раджаб Сафаров: «Визит Путина в Иран отменен из-за ментальности иранского народа»

2 августа 2013

Раджаб Сафаров: «Визит Путина в Иран отменен из-за ментальности иранского народа»

02 августа 2013, iran.ru

Посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади выступил с заявлением о том, что президенты Владимир Путин и Хасан Рухани впервые встретятся в сентябре на саммите ШОС. Тем самым иранский дипломат поставил точку в истории с ожидавшимся в августе визите главы России в Иран. В этой связи "Вестник Кавказа" обратилось за комментариями к директору Центра изучения современного Ирана Раджабу Сафарову, заодно прояснив позицию Тегерана по поводу новых санкций в отношении Ирана со стороны США.

- Какие, на ваш взгляд, могут быть последствия от корректировки «каспийского турне» Владимира Путина?

- Была выдвинута хорошая идея из Кремля по поводу организации каспийского турне или турне по каспийским странам непосредственно через Каспий. Но она была предложена в спешке и не была подготовлена должным образом. В результате эта идея столкнулась с определенными препятствиями протокольного характера. Это препятствия возникли не из-за желания или нежелания иранской стороны, а из-за ментальности иранского народа, высокой самооценки иранцев и ощущения того, что эта страна является региональной супердержавой. Кроме того, особенность политической системы Ирана - духовный лидер, который, собственно говоря, и является главным лицом в политической системе Ирана. В Кремле же к этому визиту отнеслись совершенно в рамках обычного протокола и не учли, скорее всего, эти особенности и нюансы. Это и создало определенный дискомфорт, напряженность в иранском обществе. Многими это воспринималось как неуважение к духовному лидеру, как высокомерие Кремля, как неуважение к новому президенту Ирана - когда новый президент только что вступил в должность, господин Путин даже не захотел поехать хотя бы на полчаса, чтобы пожать ему руку и поздравить.

С точки зрения формального подхода позиция Кремля верная. Но по сути она не учитывает очень важные моменты. Эта поездка могла бы состояться, если бы в Кремле дали знать Ирану, что в портфеле господина Путина есть определенные, достаточно заманчивые, предложения в готовом виде - вопрос урегулирования ракетных систем, проект дальнейшего взаимодействия по линии ядерной энергетики, может быть, какой-то план конкретный по ситуации в Сирии в плане координации действий. Это все, конечно, могло бы быть очень серьезным стимулом, и тогда президент Ирана не обращал бы внимания на свое самолюбие и поехал бы встречаться и говорить с Путиным. Но если посидеть, поговорить полчаса, то это не самый желательный вариант. Тогда как быть с духовным лидером? Он же решает основные вопросы. Это не только будет восприниматься как незнание ситуации - это элементарное неуважение к высшему лицу этого государства и народа.

Поэтому иранское руководство предложило чуть попозже встретиться - на полях, допустим, очередного саммита ШОС, или через два-три месяца совершить официальный визит уже конкретно в Тегеран. В Москве это восприняли нормально. Никто не обижен от переноса этой встречи. Вчера посол Ирана заявил, что первая встреча Путина с Хасаном Роухани состоится в Бишкеке 13 числа. Это заявление официального лица. Из этого можно сделать вывод, что договоренность о встрече достигнута. Это означает, что стороны не имеют претензий друг к другу.

- Американский конгресс одобрил законопроект, согласно которому США вводят очередные санкции против Ирана в связи с его ядерной программой. Как в Тегеране отреагировали на это?

- Собственно говоря, американская политика - это огромная машина. Если она запущена, то остановить ее очень сложно, поскольку механизм работает иной раз сам по себе, по привычке, по традиции, по общим нормам, которые многие годы действуют. Конечно, это ужасно, это плохо, это неправильно. Какой смысл сейчас принимать какие-то новые санкции по отношению к Ирану? Это что, наказание президента или кабинета Ахмадинежада за два дня до истечения его полномочий? Это что, наказание нового президента? Возможно, они заранее оказать давление на Иран, чтобы потом таким образом заставить нового президента быть сговорчивее, напугать его, сказать ему: «Вот такая жизнь у тебя будет, если не пойдешь на уступки!». Это тоже абсурд, тоже нелепо, поскольку заранее американская администрация создает очень плохой фон на ирано-американском направлении политики при новом кабинете. Даже если у господина Роухани есть определенные мысли о восстановлении отношений с Западом, с европейскими странами и даже с США, эта система напрочь нивелирует все. Я полагаю, в данном случае Барак Обама и Конгресс США на самом деле допускают очень серьезный промах. Это ошибка на ровном месте - очередные санкции.

Совершенно очевидно, что политическая система Ирана до того сбалансирована, до того гармонично функционирует, что любые санкции осложнят жизнь, жизненный уровень будет падать, экономика будет страдать, а вместе с ней - народ Ирана, но все будут знать, что это делают американцы. Все будут знать, что они плохо живут не из-за неумелого руководства, не из-за кабинета министров Ирана, а из-за того, что враги Ирана не хотят развития этой страны. Вот так будет воспринято это в иранском обществе. Если такое восприятие будет, то люди будут мириться с этими сложностями, работать будут, засучив рукава, противостоять сложностям новым и будут максимально настроены против Запада и против США. Санкции будут иметь обратный эффект. В иранском обществе нет протестных настроений, которые бы угрожали существованию политической системы. Да, увеличивается недовольство. Жизнь стала гораздо хуже. Проблемы появились во всех сферах. Но все понимают, что это делается на деньги монархий Персидского залива путем координации международного еврейского лобби западными финансово-олигархическими группами, которые на этом несчастье хотят заработать деньги и боятся развития Ирана. В то же время Иран ведет самостоятельную политику и может стать примером для подражания во всем исламском мире, иметь сбалансированную политическую систему, политическую модель, которая от США и Запада не зависит и достаточно успешно действует. Это очень опасная тенденция могла бы быть, поэтому Аравия как смерти боится этого развития Ирана, поскольку придется их политическим системам абсолютно меняться вместе с руководством, а там монархии, а там кланы, а там нет никакой демократии, поэтому они это воспринимают как угрозу своему существованию и безопасности. Поскольку они партнеры США, они обязаны взамен широкого присутствия экономики в политике этих стран как минимум обеспечить безопасность правящего режима.

Поэтому эти санкции принимаются с одной целью: мешать развитию Ирана, а если получится, сделать так, чтобы была дестабилизация, а еще лучше, если свалить систему руками самих иранцев. Все, что делается по отношению к Ирану, политически мотивировано и никакого отношения не имеет к правам человека, к нарушениям норм МАГАТЭ или Договора о нераспространении ядерного оружия, никакого отношения не имеет к демократии. Иран - одна из самых демократических стран в исламском мире, и уровень демократии в этой стране по многим понятиям даже превосходит западные традиционные демократические общества. США это делают совершенно по инерции, гранича с серьезной ошибкой, и это не способствует повышению безопасности в регионе и установлению мира в этом регионе. Американцы действуют абсолютно деструктивно, и они сами нарушают очень многие положения международного права и Договора о нераспространении ядерного оружия, который гласит в четвертом пункте четвертой статьи, что любое государство имеет право на развитие ядерной энергетики. Иран как полноправный, полноценный член мирового сообщества всего лишь претендует на то, чтобы реализовать свое собственное право по развитию ядерной энергетики по своему усмотрению.

Есть такая структура - МАГАТЭ, которая традиционно контролирует, в каком направлении ядерная энергетика в той или иной стране развивается. А не какие-то страны путем своих догадок и предположений решают, кто занимается мирным атомом, кто не занимается. Это вопиющее нарушение международного права и грубейшее, вопиющее применение двойных стандартов.

- Законопроект о санкциях принят 400 голосами против 20, но ему еще предстоит пройти сенат и подпись у президента Барака Обамы. Могут ли они не пропустить документ?

- Могут. На конечном этапе Обама может не подписать и надеть на себя мантию миротворца, демократа, человека, который заинтересован дать шанс Ирану. Это очень хороший сигнал якобы новому президенту, что такое решение принимается с его приходом. Но очевидно, что Иран не пойдет ни на какие предварительные условия, тем более под давлением или угрозой подписания таких санкций. Поэтому я думаю, что в ближайшее время мы все-таки посмотрим, как оно будет. Думаю, 65 к 35, что этот закон не будет подписан.

7 Вестник Кавказа

iran.ru

Предыдущая статьяОфициальный Тегеран в роли мистера Фикса | ИноСМИ - Все, что достойно перевода
Следующая статьяДоллар за ГТС