CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Китай хочет убить трех зайцев: получать независимо от Казахстана туркменский газ, по пути «прихватить» узбекский и обеспечить газом Кыргызстан и Таджикистан, - эксперт

25 февраля 2015

Как и большинство проектов такого рода, ТАПИ носит характер геополитический. Сроки окупаемости его достаточно неопределенны, упор сделан либо на диверсификацию газовых потоков, либо создание некого очередного «энергетического оружия» одних против других. Об этом в интервью OilNews.kz рассказал эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат Рахимов.

«Китай, Казахстан и Туркменистан уже связаны магистральным газопроводом и его перспективы весьма радужны. Китай на всякий случай уже строит физически газопровод из Туркмении еще и по территории трех стран Центральной Азии - Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, в надежде убить трех зайцев - получать независимо от Казахстана туркменский газ, по пути «прихватить» узбекский и обеспечить газом энергодефицитные регионы КР и РТ», - считает эксперт.

По его словам, китайские дипломаты проделали очень большой труд по сближению позиций с Индией, пообещав стабильные поставки центральноазиатского газа через свою территорию. Эксперт также не исключает резкой активизации проекта в связи с визитом в Индию президента США Б.Обамы и возможными интересными предложениями по этому поводу.

Что касается противоречий между Пакистаном и Индией, Рахимов отмечает, что они весьма и весьма сглаживаются, когда речь идет о дефиците важнейших ресурсов - энергии и воды. Совокупная численность населения стран бывшей Британской Индии превышает 1,6 млрд. человек, что больше чем в самом Китае. Таким образом, это колоссальный рынок потребления и игра действительно стоит свеч.

Говоря о позиции к ТАПИ Кремля, эксперт отметил, что налицо ревность к проектам, которые не проходят по территории России или ее союзников. Поэтому неизбежно восприятие любого энергетического проекта такого рода как конкуренции, в особенности, если речь идет о поставщиках - бывших союзных республиках. Афганистан, пройдя очередной сложный политический период раздела власти, нацелен на формирование разветвленной транспортной и энергетической инфраструктуры. Однако проблему безопасности никто не снимал и тем более в отношении такого лакомого кусочка для террористов как газовая труба.

«ЕС имеет к данному проекту опосредованное отношение, а именно в двух аспектах - 1) ослабление роли России как «энергетической сверхдержавы» и обеспечение «сговорчивости» «Газпрома» на западном направлении и 2) воздействие на Иран, Азербайджан и Туркмению в части обеспечения газом южной Европы, что также косвенно подрывает позиции России. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости занятия позиции stand by для полного прояснения позиций основных интересантов ТАПИ - США, Индии, Пакистана как субъектов геополитики в данном случае, и, уже во вторую очередь, объектов геополитики - Туркмении как поставщика и Афганистана как транзитера», - заметил Кубат Рахимов.

ca-news.org

Предыдущая статьяКиргизия: как влияет на экономику российский кризис?
Следующая статьяПекин хотел бы, чтобы весь газ из Центральной Азии шел в Китай, - эксперт