Китай хотел бы, чтобы весь газ из Центральной Азии шел в Поднебесную, об этом OilNews.kz рассказал политический аналитик, эксперт по прикаспийским странам Ильгар Велизаде, говоря о позиции КНР к проекту газопровода ТАПИ. «Китай в идеале хотел бы чтобы весь центрально-азиатский газ шел в Поднебесную. Но в Пекине все же рассуждают трезво и понимают, что на практике это невозможно», - отметил он.
По его словам, Китай является основным зарубежным инвестором в разработку крупнейших туркменских месторождений газа в частности в месторождение Галкыныш (Южный Ёлотен-Осман). И именно с этого месторождения полученный на китайские деньги газ, будет направляться в Афганистан, Пакистан и Индию. Другими словами на нужды региональных конкурентов Китая (имеется ввиду Пакистан, но главным образом Индия). Китай, выделяя деньги, рассчитывал не на это. Хотя, справедливости ради надо сказать, что для Пекина сегодня главное окупить вложенные средства, пусть даже если эти деньги будут поступать от продажи газа в Индию или Пакистан.
«Что касается интерес к ТАПИ других стран, в частности Азербайджана, то сегодня нет практических оснований для такого интереса, по причине неясностей условий транзита и пр. А вот перспективы реализации проекта в связи с напряженной ситуацией в регионе также еще недостаточно ясны. В условиях напряженности на афгано-туркменской границе сегодня нужно в первую очередь учитывать факторы текущих рисков, а также организацию механизма безопасности вокруг проекта. С такими механизмами пока также нет достаточной ясности», - считает Ильгар Велизаде.
Говоря о зависимости между проектом ТАПИ и «Южным потоком», то эксперт отмечает, что такой зависимости не существует, это два разнонаправленных проекта предназначенных для двух разных рынков. Поэтому непосредственно интересов Москвы ТАПИ не задевает».