CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Это не игра - мы на пороге ядерной войны

1 июня 2002

не игра - мы на пороге ядерной войны ("The Daily Telegraph" , Великобритания)

Отсутствие взаимопонимания между двумя сторонами столь велико, что любая случайность может послужить поводом для начала полномасштабной войны

Ахмед Рашид / Ahmed Rashid

Отбытие Джека Стро (Jack Straw), не сумевшего добиться уступок от Пакистана или Индии, с индийского субконтинента оставило обе стороны на тех же позициях, на которых они стояли до его прибытия: мир в регионе висит на волоске. Индия может инициировать карательные операции с участием авиации или рейды спецподразделений против легерей кашмирских или пакистанских боевиков, расположенных в Азаде или пакистанской части Кашмира. Пакистан на это может ответить ударами по военными базам, расположенным в индийском Кашмире.

После нескольких недель столкновений ни у одной из сторон нет решающего преимущества в этой горной местности. По мере того, как оба государства будут все больше втягиваться в военный конфликт вдоль линии контроля, одной из сторон может прийти в голову разорвать порочный круг мелких атак и контратак и начать полномасштабное наступление. Вчерашние артобстрелы через границу и нападение исламских боевиков на индийский полицейский участок это еще один шаг в сторону войны.

Индия может также установить морскую блокаду порта Карачи, единственный связывающий Пакистан с внешним миром. Огромное военное преимущество Индии позволит последней быстро занять территорию, что может вынудить отчаявшийся Пакистан использовать ядерное оружие против индийских войск.

Продолжающийся уже 55 лет спор из-за Кашмира, наследие раздела британской Индии в 1947 году, привел к 2 войнам, множеству кризисов, мобилизациям, угрозам и контругрозам, из-за которых международное сообщество рассматривает конфликт как повторяющуюся своеобразную игру. На самом деле, никогда еще ситуация не была столь взрывоопасной, как теперь.

Мир изменился после 11 сентября и начала международной войны с терроризмом. Индию выводит из себя тот факт, что мир смотрит сквозь пальцы на исламских террористов, находящихся на территории Пакистана, которые не прекратили свою кровавую деятельность в Индии и Кашмире даже после 11 сентября. Индия говорит, что не может присоединиться к борьбе против Аль-Каиды пока остальной мир игнорирует теракты на ее собственной территории. В то же время, Индия полагает, что может продолжать игнорировать ужасающее положение жителей Кашмира, потерявших 40000 убитыми в последние 12 лет конфликта. Поэтому Индия использовала международную войну с терроризмом как предлог, чтобы прекратить диалог с кашмирцами.

Военный режим Пакистана полагал, что он сможет без потерь для себя отказаться от поддержки движения Талибан и присоединиться к борьбе США, чтобы лишить его власти, в то время как Индия и остальной мир будут терпеть поддержку Исламабадом кашмирских и пакистанских боевиков, превративших политическую борьбу кашмирцев за самоопределение в джихад. Нежелание армии понять, как сильно изменился мир после 11 сентября и предложить что-нибудь новое для разрешения кашмирской проблемы кроме агрессивности и терроризма дало Индии хороший повод наконец-то проучить Пакистан.

Президент Первез Мушарраф (Pervaiz Musharraf) разделяет боевиков на три лагеря: Аль-Каиду и Талибан; экстремистов-сектантов в самой стране, которые уничтожили тысячи невинных пакистанцев; и борцов за свободу" в Кашмире. Мировое сообщество теперь говорит ему, что такое разделение неправомочно. Пакистанские боевики, которые воюют в Кашмире, также воевали на стороне движения Талибан и Аль-Каиды в Афганистане. 29 арабов-членов Аль-Каиды, задержанных в пакистанских городах в прошлом месяце, укрывались крупнейшей пакистанской группой, воюющей в Кашмире. Как бы не хотелось пакистанскому правительству отделить одних террористов от других, трудно отрицать, что все эти группы тесно взаимодействуют.

Неверная тактика, избранная пакистанским военным руководством, заставила весь мир отвернуться от Пакистана. Индия переманила на свою сторону международное сообщество и смогла изолировать Пакистан, что, однако, совсем не способствовало снятию напряжения, так как у конфликта есть и другая сторона. Не склонное к компромиссам индуистское фундаменталистское крыло правящей Бхаратия джаната парти (БДП) давно заявляло, что необходимо разрушить военную мощь Пакистана, чтобы он больше никогда не сомневался в гегемонии Индии в Южной Азии. Для них проблема не сколько в терроризме, сколько в необходимости окончательно подчинить себе Пакистан.

Необходимо отметить, что умеренный индийские премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи (Atal Bihari Vajpayee) дважды предпринимал серьезные попытки вести переговоры с Пакистаном. Провал этих переговоров привел к усилению индуистского фундаменталистского крыла в БДП. Недавнее поражение БДП в региональных выборах и убийство 2000 мусульман индуистскими фанатиками в штате Гуджарат еще больше ослабило влияние Ваджпаи.

Положение генерала Мушаррафа тоже непростое. Прошедший на прошлой неделе подтасованный референдум, продливший срок полномочий Мушаррафа на пять лет, опасения, что всеобщие выборы в октябре тоже будут фальсифицированы, а также нежелание армии делиться реальной властью с гражданскими настроили все основные политические партии против правящего режима. Впервые в пакистанской истории, после трех войн с Индией, люди, вместо того, чтобы объединиться вокруг армии, защищающей отечество, требуют отставки генерала Мушаррафа. Многие люди в обеих странах полагают, что Мушарраф и БДП предпочли бы вялотекущую войну продолжающемуся ослаблению политического влияния.

В то же время, легкомысленное отношение к ядерной войне обеими армиями с их идеологиями джихада и мученичества с одной стороны и индуистского фундаментализма с другой, а также нежелание элиты просветить народ об опасностях использования ядерного оружия только усиливают угрозу. Многие пакистанцы полагают, что ядерная бомба отличается от обычной только силой взрыва.

Все эти факторы привели к кризису, который беспрецедентен даже для привыкшего к постоянной нестабильности субконтинента. Опасность войны выше, чем когда-либо.

Ни одна из сторон не желает отступать. Отсутствие взаимопонимания между двумя сторонами столь велико, что любая случайность может послужить поводом для начала полномасштабной войны - неправильно проведенные ядерные испытания, еще один террористический акт или действия офицера-мачо на линии контроля, которому взбредет в голову преподать урок противнику. Необходимость международного вмешательства никогда не была выше - она нужна не только для того, чтобы предотвратить войну, но и чтобы заставить обе стороны наконец-то разрешить кашмирскую проблему.

inosmi.ru

Предыдущая статьяИндия через несколько дней будет готова напасть на пакистанцев в Кашмире
Следующая статьяЯДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИИ В 3 РАЗА ПРЕВЫШАЕТ АРСЕНАЛ ПАКИСТАНА