Маргелов: результативность саммита ШОС будет зависеть от усилий России и Китая
Если кому-то и показалось, что российская внешняя политика сосредоточена преимущественно на североамериканском и европейском направлениях, то события этой недели убедительно свидетельствуют об уравновешенности западного и восточного векторов нашей дипломатии, считает председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов.
- Речь в первую очередь о партнерстве с Китаем. Алма-атинская встреча, а вслед за ней открывающаяся в Санкт-Петербурге встреча государств Шанхайской организации сотрудничества проходят под знаком тесного взаимодействия Москвы и Пекина.
Напомню, что одним из важнейших внешнеполитических итогов прошлого года стало подписание в ходе июльского визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Этот Договор, к которому обе наши страны шли долгие годы, позволил привести договорно-правовую базу двусторонних связей в соответствие с их нынешним уровнем, а также обеспечить юридические возможности для роста на перспективу. Наши парламенты успешно ратифицировали этот документ, исходя из того, что он имеет огромное значение не только для двусторонних отношений, но и для всей системы международных отношений в целом. Этот Договор является правовым фундаментом нашего стратегического партнерства. Разрешая целый ряд накопившихся в наших отношениях проблем, он фиксирует согласованный подход к современным угрозам международной безопасности и тем самым цементирует нашу общую позицию по ключевым международным проблемам.
Это особенно важно на фоне развития международного взаимодействия по борьбе с терроризмом.
В этой связи хотел бы обратить внимание на значение Шанхайской организации сотрудничества, в которой наши страны занимают ключевое положение. Содействие усилению региональных механизмов безопасности и сотрудничества является одной из главных составляющих российской внешней политики. Укрепление Шанхайского форума также отвечает нашему стремлению к упрочению многосторонних структур безопасности в противовес любым попыткам доминирования.
Развитие событий в Центрально-Азиатском регионе полностью подтвердило целесообразность этой линии. Эффективная борьба с террористическим анклавом талибов в Афганистане, как и усилия по предотвращению эскалации между Индией и Пакистаном, нуждаются в деятельной поддержке Москвы и Пекина. Совершенствование механизма согласования и консультаций в рамках ШОС будет содействовать стабилизации в Центральной Азии. В этой связи мне представляется особенно важным, чтобы предстоящая встреча в Санкт-Петербурге не ограничилась принятием лишь базовых документов и деклараций. Особенно важно в кратчайшие сроки запустить работу Антитеррористического центра, создаваемого под эгидой ШОС, интенсифицировать обмен информацией, снабдить центр действенными инструментами борьбы с экстремизмом. Это стало бы серьезным вкладом в укрепление глобальной антитеррористической коалиции. По понятным причинам результативность саммита ШОС будет зависеть в первую очередь от усилий наших двух стран.
Возвращаясь к нашим двусторонним отношениям, я хотел бы отметить, что Договор о дружбе открывает новые возможности для развития наших торгово-экономических связей. Китай - это колоссальный рынок, в котором Россия кровно заинтересована. Как, безусловно, заинтересован в российском рынке Китай. Достаточно упомянуть перспективы сотрудничества в сфере энергетики, научных и технологических разработок, военных технологий. Пока уровень обменов в этих областях не отвечает взаимным потребностям. Есть сдерживающие факторы с обеих сторон. Однако нынешний прагматичный подход к строительству двусторонних связей руководства обеих стран внушает надежды на их существенную интенсификацию и разрешение существующих сложностей.
Убежден, что стабилизирующее влияние российско-китайских отношений на ситуацию в Центрально-Азиатском регионе, а также за его пределами будет возрастать по мере того, как наши торгово-экономические связи будут выходить на уровень достойный наших двух великих держав.