CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

atimes.com

"Зачистки" потрясают Туркменистан

7 июня 2002

потрясают Туркменистан

8 мая 2002 года туркменские правоохранительные органы обвинили бывшего министра обороны страны и других высших офицеров госбезопасности в различных преступлениях, таких как пытки, убийства, коррупция и торговля наркотиками. Инцидент, повлекший за собой аресты и судебные процессы над другими высокопоставленными гражданскими и военными официальными лицами, продемонстрировал серьезность борьбы внутри политической элиты Туркменистана. В результате бесконечной череды арестов, обвинений и увольнений влиятельных руководящих лиц, имевшей место в прошлом году, позиции администрации президента Сапармурада Ниязова пошатнулись, и возник вопрос о продолжительности ее существования.

Аресты, обвинения и суды над высокопоставленными гражданскими и военными должностными лицами явились определяющей характеристикой периода независимости Туркменистана с 1991 года. В отличии от республик Кавказа и других Центральноазиатских республик бывшего Советского Союза, Туркменистан не испытывал сокрушительных политических или экономических потрясений. Однако в то же время, в отличии от тех же республик, там полностью сохранилась советская авторитарная система, что привело к абсолютной нетерпимости властей по отношению к любым формам несогласия как внутри, так и вне политической системы. Итак, в то время, как другие государства сразу после обретения независимости постепенно перешли к иным формам авторитаризма, Туркменистан остался верен старой советской модели, при которой гарантией существования режима является полное устранение любого инакомыслия и потенциальных оппозиционеров в рядах элиты. Туркменская авторитарная система была сформирована и укреплена посредством создания культа личности Ниязова. Известный под именем Туркменбаши (отец всех туркмен), Ниязов, управляя государством по-сталински, не оставил ни малейшего места для каких бы то ни было политических свобод и возможности выражать собственное мнение, в особенности в среде элиты. Он не терпит инакомыслящих в рядах высшего эшелона из страха получить в их лице политическую силу, представляющую угрозу пожизненному президентству, личная власть которого сегодня отождествляется с государственной властью. Более того, эти чиновники служат « козлами отпущения» для прикрытия ошибок и провалов в работе как правительства, так и самого президента.

Неудивительно, что Туркменистан сегодня не испытывает уверенности в своем непредсказуемом будущем так же, как и Советский Союз при Сталине. Это видно из многочисленных чисток в гражданских и военных ведомствах, когда людей обвиняют в политических, экономических и уголовных преступлениях. Например, с января 2002 года было арестовано более 50 высших военных чинов, сотни младших офицеров и гражданских служащих. Им предъявлены обвинения в некомпетентности, растратах и участии в наркотрафике. Хотя Туркменистан, как и некоторые другие его среднеазиатские соседи, страдает от всех этих проблем, в данном случае истинными причинами арестов, в большинстве своем, явились вовсе не вышеназванные «прегрешения», в частности, касательно арестов высокопоставленных и приближенных к Ниязову чиновников 8 мая 2002 года. Согласно докладу Генеральной Прокуратуры Туркменистана, в результате расследования деятельности КНБ был арестован бывший его председатель Мухаммед Назаров и 20 других сотрудников этого ведомства. Они якобы признались в совершении 80 преступлений, среди которых пытки заключенных, убийства, подкуп и мошенничество. Министр обороны Курбандурды Бегенджев тогда же был обвинен в коррупции по четырем статьям. Арест всех вышеназванных лиц и суд над ними состоялись через два месяца после того, как Ниязов уволил их за «некомпетентность». Еще многие военные чиновники и высокопоставленные лица, включая заместителя председателя Кабинета министров и председателя Центробанка Сеитбая Гандымова, были сняты со своих должностей под тем же предлогом в период с марта по май 2002 года.

Подавление инакомыслящих в чиновничьих рядах и усмирение недовольных граждан, страх потери контроля над госаппаратом и потери власти вообще - есть основная движущая сила, стоящая за этими увольнениями и последующими арестами. Возросшее число оппозиционно настроенных лиц из числа бывших высокопоставленных чиновников, особенно за прошлый год, однозначно вызывает беспокойство в администрации Ниязова. Оппозиция - не новость для Туркменистана, но последние события, кажется, очень взволновали президента. Он боится того, что оппозиционеры, собравшись в Москве, начнут образовывать оппозиционные блоки, которые могут серьезно противостоять Ниязову в условиях растущего, но пока все еще молчаливого народного недовольства. В оппозицию входят, наряду с другими, несколько видных дипломатов, бывшие послы Туркменистана в Турции и ОАЭ и несколько известных политических деятелей и представителей интеллигенции. Возглавляет ее Борис Шихмурадов, в недавнем прошлом посол Туркменистана в Китае, основатель Народного Демократического Движения Туркменистана.

Авторитаризм в той или иной мере присущ всем среднеазиатским и кавказским государствам. Но в Туркменистане, где политическая система уже даже более жестка и репрессивна, чем в бывшем Союзе, он принял наиболее грубые формы. Среди прочих факторов - возросшее недовольство народа, вызванное нищетой, безработицей, снижением уровня жизни, безудержной коррупцией и политическими репрессиями, которое может привести к народным волнениям и открытому политическому противостоянию по всей Средней Азии и Кавказу. Ниязовская версия авторитаризма спровоцировала рост недовольства как среди рядовых граждан, так и среди элиты общества. Это, несомненно, отражается на внутренней борьбе и является причиной озабоченности элиты по поводу форм и размаха народного негодования, вызванного стилем правления Ниязова. Вместо того, чтобы обеспечить для своего многочисленного госаппарата условия для нормальной работы и заручиться его поддержкой, Ниязов систематически сотрясает его массовыми чистками. Тем самым он сам отказывается от поддержки своей элиты и, как следствие - потеряет поддержку всего народа, что неизбежно ослабит основы его власти.

Хуман Пеймани Asia Times 07 Jun 2002

atimes.com

Предыдущая статьяВ Узбекистане впервые осуждены за убийство трое представителей спецслужб страны
Следующая статьяНовая позиция в борьбе с оппозицией